Сложность
Сложность
Начинающий
Тип обучения
Тип обучения
Курс
Формат обучения
Формат обучения
С проверкой домашнего задания
Сертификат
Сертификат
Да

Стоимость курса

7 400 ₽
нет рассрочки

Программа совершенствования профессиональных компетенций преподавателей естественных дисциплин (биология, география, экология, химия) в области понимания современных экологических проблем и концепции «устойчивого развития», а также технологии подготовки школьников к участию в олимпиадах по экологии.

Период работы программы
По мере формирования групп

Выдаваемый документ
Удостоверение о повышении квалификации

Требования для поступления
Программа предназначена для преподавателей средних учебных заведений.

Сайт: http://www.mes.msu.ru
Телефон: +7 (495) 939-29-76; + 7 (495) 939-14-15
Email: dsp@mes.msu.ru
Адрес: 119991, Москва, Ленинские горы 1, Главное здание МГУ, Музей землеведения, 25 этаж
Как проехать: М. «Университет», выход к Ломоносовскому проспекту, далее тр.34 или авт. 130,103, 67, 187, 260 до ост. «Фундаментальная библиотека» (2-я остановка); или авт. 1, 113, 119, 661 до ост. «Дом культуры МГУ» (2-я остановка); или до станции метро «Ломоносовский проспект», далее пешком 10 минут до главного здания МГУ

Вас будут обучать

кандидат биологических наук, доктор педагогических наук, профессор кафедры географии почв факультета почвоведения МГУ

Образовательная организация

Общая информация

  • Программы дополнительного образования МГУ
  • Открытые лектории в Московском университете
  • «МГУ — школе»
  • «Университет без границ»
  • Подготовка к поступлению
  • Школы юных, кружки и образовательные курсы для школьников при факультетах МГУ
  • Общеуниверситетские подготовительные курсы
  • Подготовительные курсы факультетов МГУ (бакалавриат, специалитет, магистратура)
  • Мероприятия для школьников в музеях МГУ

Нормативные документы

  • Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
  • Положение о повышении квалификации работников МГУ

Программа курса

1. Организационно-методическое сопровождение подготовки к олимпиадам по экологии

1.1. Тема 1. Нормативные документы, регламентирующие олимпиадное движение в РФ Интерактивная лекция, 1 час ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897) формирование экологически компетентной личности. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1252 от 18.11.2013 г. «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников». Информационный портал «Всероссийская олимпиада школьников».

1.2. Тема 2. Характеристики олимпиад по экологии и их требования Интерактивная лекция, 2 часа Этапы Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Олимпиада Ломоносов по экологии (МГУ), олимпиада «Покори Воробьевы горы» по биологии и экологии, олимпиада «Шаг в будущее». Ведомственные Олимпиады и конкурсы по экологической тематике (Росатом, Газпром и др.).

1.3. Тема 3. Типичные ошибки участников олимпиад по экологии Интерактивная лекция, 2 часа Рассмотрение типичных и системных ошибок, которые делают учащиеся при ответах на вопросы олимпиад по экологии различного уровня. Практическое занятие, 1час Работа с олимпиадными заданиями (олимпиада Ломоносов по экологии). Самостоятельная работа, 2 часа Разработка схем подготовки к олимпиаде школьного и муниципального уровня. Разработка критериев проверки олимпиадных заданий открытого типа.

1.4. Тема 4. Формы олимпиадных заданий Интерактивная лекция, 1 час Алгоритм специальной подготовки школьников к написанию олимпиады по экологии. Открытые и закрытие формы тестов, практические туры олимпиад. Практическое занятие, 1 час Знакомство с требованиями к разработке тестовых заданий. Самостоятельная работа, 2 часа Разработка тестовых заданий различного типа (Промежуточный контроль).

2. Теоретический тур олимпиады – основы экологических знаний

2.1. Тема 5. Общая экология (основные экологические законы жизни) Видео лекция, 2 часа Основные термины и понятия в биоэкологии (организм, популяция, биоценоз, экосистема, биосфера и др.). Круговороты веществ в биосфере. Взаимосвязи между организмом и средой обитания. Влияние абиотических и биотических факторов. Практическое занятие, 2 часа Игра «Остров», задание на экспозиции «Природная зональность» музея землеведения МГУ – «Определение влияния факторов среды на живые организмы» (на примере экосистем тундры, тайги, степи, пустыни, влажного экваториального леса) Самостоятельная работа, 4 часа Составление вопросов к содержанию видеолекций и выписывание новых терминов. Знакомство с разделами учебника Н.М. Черновой и А.М. Быловой «Общая экология» (2004 г.).

2.2. Тема 6. Экология человека (демографическая проблема) Видео лекция, 2 часа Демографический взрыв численности населения в ХХ веке. Демографическая обстановка в мире и в РФ. Факторы, влияющие на рождаемость и на смертность. Демографические показатели – ОКР, ОКС, КЕП. Практическое занятие, 2 часа Анализ демографической ситуации с помощью сайта «demoscop»: выписать 10 стран с наибольшей численностью населения и 10 стран с наивысшей плотностью населения, найти страны-лидеры по продолжительности жизни. Самостоятельная работа, 2 часов Составление вопросов к содержанию видеолекции и выписывание новых терминов.

2.3. Тема 7. Природные ресурсы Видео лекция, 2 час Классификация природных ресурсов по исчерпаемости. Значимость природных ресурсов в жизни человека. Проблемы добычи минеральных ресурсов, проблемы водных ресурсов (нехватка пресной воды и ее загрязнение). Традиционные и новые источники получения электроэнергии. Экологические последствия. Практическое занятие, 2 часа Знакомство на экспозиции музея землеведения МГУ с коллекциями горючих полезных ископаемых и типами почв. Самостоятельная работа, 4 часов Составление вопросов к содержанию видеолекции и самостоятельное знакомство с проблемами использования земельных ресурсов в России (по Государственному докладу «Об использовании и охране окружающей среды в РФ»).

2.4. Тема 8. Загрязнение окружающей среды (Глобальные и локальные экологические проблемы) Видео лекции, 6 часов Рассмотрение следующих тематик: загрязнение окружающей среды, расчет ПДК, глобальные экологические проблемы человечества – разрушение озонового слоя Земли, изменение климата («парниковый эффект»), загрязнение Мирового океана).Загрязнение окружающей среды при получении электроэнергии различными способами. Практическое занятие, 2 часа Локальные экологические проблемы загрязнения окружающей среды – проблема кислотных осадков, смог, «шумовое загрязнение» и другие. Самостоятельная работа, 4 часа Работа с Государственным докладом «Об использовании и охране окружающей среды в РФ» и составление таблиц по основным загрязнителям регионов России и городам, где превышены ПДК по загрязнению атмосферного воздуха (Промежуточный контроль).

2.5. Тема 9. Сохранение биологического разнообразия и ООПТ Видео лекция, 2 часа Понятие и значимость биоразнообразия. Особо охраняемые природные территории и их значимость для сохранения природы. Красные книги. Международные конвенции для сохранения биоразнообразия (Рамсарская конвенция, СИТЭС). Практическое занятие, 2 часа Демонстрация интерактивных игр по теме сохранения биоразнообразия для быстрого усвоения школьниками значительного объема информации и понимания взаимосвязей между организмами на примере ключевых видов. Самостоятельная работа, 2 часов Знакомство с Красной книгой РФ том «Животные» и том «Растения» на сайте Biodat.ru.

2.6. Тема 10. Устойчивое развитие и «зеленая экономика» Видео лекция, 2 часа История формирования концепции устойчивого развития. Понятие и суть «устойчивого развития», как взаимосвязи социальных, экономических и экологических компонентов. Рассмотрение 17 целей устойчивого развития. Учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Практическое занятие, 2 часа Понятие и концепция «зеленой экономики».Рассмотрение механизмов «Зеленой экономики». Самостоятельная работа, 4 часа Работа с отчетом Российской организации содействия ООН «Регионы России и цели устойчивого развития ООН».

3. Практический тур олимпиад – проектная деятельность

3.1. Тема 11. Организация проектной деятельности Интерактивная лекция, 2 часа Требования к организации и выполнению исследовательских проектных работ. Методики выполнения исследований (экспериментальные, наблюдения, моделирование и др.). Разбор типичных ошибок учащихся при выполнении проектной работы. Оценка качества проектных работ.

3.2. Тема 12. Методы биологической индикации Интерактивная лекция, 2 часа Основы биоиндикации и отличие от биотестирования. Рассмотрение разных биоиндикационных методов на разных уровнях организации жизни. Практическое занятие, 2 часа Знакомство с конкретной методикой по определению качества воды в пресных водоемах, с возможностью применения в школьных проектных работах.

3.3. Тема 13. Исследовательские проекты в естественных музеях Интерактивная лекция, 2 часа Рассмотрение на музейной экспозиции (музей землеведения МГУ) планирования и методики выполнения проектных работ в естественнонаучных музеях, а именно по темам – приспособление различных животных к среде обитания (морфологические черты – описание и их сравнение), палеонтология – разбор коллекций ископаемых организмов, горные породы и минералы, природные ресурсы как источники строительных материалов. Практическое занятие, 2 часа Самостоятельная разработка темы, цели, задач и плана выполнения конкретной исследовательской работы в музее (Промежуточный контроль).

4. Итоговая аттестация

4.1. Итоговая аттестация Семинар, 2 часа Защита разработанных методических материалов.

Учебный офис

Очно-заочное обучение
Адрес
119991, Москва, Ленинские горы 1, Главное здание МГУ, Музей землеведения, 25 этаж

Рейтинг курса

2.5
рейтинг
0
0
0
0
0

Может быть интересно

обновлено 30.04.2024 09:53
«Подготовка школьников к олимпиадам по экологии»

«Подготовка школьников к олимпиадам по экологии»

Оставить отзыв
Поделиться курсом с друзьями