1. Организационно-методическое сопровождение подготовки к олимпиадам по экологии
1.1. Тема 1. Нормативные документы, регламентирующие олимпиадное движение в РФ Интерактивная лекция, 1 час ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897) формирование экологически компетентной личности. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1252 от 18.11.2013 г. «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников». Информационный портал «Всероссийская олимпиада школьников».
1.2. Тема 2. Характеристики олимпиад по экологии и их требования Интерактивная лекция, 2 часа Этапы Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Олимпиада Ломоносов по экологии (МГУ), олимпиада «Покори Воробьевы горы» по биологии и экологии, олимпиада «Шаг в будущее». Ведомственные Олимпиады и конкурсы по экологической тематике (Росатом, Газпром и др.).
1.3. Тема 3. Типичные ошибки участников олимпиад по экологии Интерактивная лекция, 2 часа Рассмотрение типичных и системных ошибок, которые делают учащиеся при ответах на вопросы олимпиад по экологии различного уровня. Практическое занятие, 1час Работа с олимпиадными заданиями (олимпиада Ломоносов по экологии). Самостоятельная работа, 2 часа Разработка схем подготовки к олимпиаде школьного и муниципального уровня. Разработка критериев проверки олимпиадных заданий открытого типа.
1.4. Тема 4. Формы олимпиадных заданий Интерактивная лекция, 1 час Алгоритм специальной подготовки школьников к написанию олимпиады по экологии. Открытые и закрытие формы тестов, практические туры олимпиад. Практическое занятие, 1 час Знакомство с требованиями к разработке тестовых заданий. Самостоятельная работа, 2 часа Разработка тестовых заданий различного типа (Промежуточный контроль).
2. Теоретический тур олимпиады – основы экологических знаний
2.1. Тема 5. Общая экология (основные экологические законы жизни) Видео лекция, 2 часа Основные термины и понятия в биоэкологии (организм, популяция, биоценоз, экосистема, биосфера и др.). Круговороты веществ в биосфере. Взаимосвязи между организмом и средой обитания. Влияние абиотических и биотических факторов. Практическое занятие, 2 часа Игра «Остров», задание на экспозиции «Природная зональность» музея землеведения МГУ – «Определение влияния факторов среды на живые организмы» (на примере экосистем тундры, тайги, степи, пустыни, влажного экваториального леса) Самостоятельная работа, 4 часа Составление вопросов к содержанию видеолекций и выписывание новых терминов. Знакомство с разделами учебника Н.М. Черновой и А.М. Быловой «Общая экология» (2004 г.).
2.2. Тема 6. Экология человека (демографическая проблема) Видео лекция, 2 часа Демографический взрыв численности населения в ХХ веке. Демографическая обстановка в мире и в РФ. Факторы, влияющие на рождаемость и на смертность. Демографические показатели – ОКР, ОКС, КЕП. Практическое занятие, 2 часа Анализ демографической ситуации с помощью сайта «demoscop»: выписать 10 стран с наибольшей численностью населения и 10 стран с наивысшей плотностью населения, найти страны-лидеры по продолжительности жизни. Самостоятельная работа, 2 часов Составление вопросов к содержанию видеолекции и выписывание новых терминов.
2.3. Тема 7. Природные ресурсы Видео лекция, 2 час Классификация природных ресурсов по исчерпаемости. Значимость природных ресурсов в жизни человека. Проблемы добычи минеральных ресурсов, проблемы водных ресурсов (нехватка пресной воды и ее загрязнение). Традиционные и новые источники получения электроэнергии. Экологические последствия. Практическое занятие, 2 часа Знакомство на экспозиции музея землеведения МГУ с коллекциями горючих полезных ископаемых и типами почв. Самостоятельная работа, 4 часов Составление вопросов к содержанию видеолекции и самостоятельное знакомство с проблемами использования земельных ресурсов в России (по Государственному докладу «Об использовании и охране окружающей среды в РФ»).
2.4. Тема 8. Загрязнение окружающей среды (Глобальные и локальные экологические проблемы) Видео лекции, 6 часов Рассмотрение следующих тематик: загрязнение окружающей среды, расчет ПДК, глобальные экологические проблемы человечества – разрушение озонового слоя Земли, изменение климата («парниковый эффект»), загрязнение Мирового океана).Загрязнение окружающей среды при получении электроэнергии различными способами. Практическое занятие, 2 часа Локальные экологические проблемы загрязнения окружающей среды – проблема кислотных осадков, смог, «шумовое загрязнение» и другие. Самостоятельная работа, 4 часа Работа с Государственным докладом «Об использовании и охране окружающей среды в РФ» и составление таблиц по основным загрязнителям регионов России и городам, где превышены ПДК по загрязнению атмосферного воздуха (Промежуточный контроль).
2.5. Тема 9. Сохранение биологического разнообразия и ООПТ Видео лекция, 2 часа Понятие и значимость биоразнообразия. Особо охраняемые природные территории и их значимость для сохранения природы. Красные книги. Международные конвенции для сохранения биоразнообразия (Рамсарская конвенция, СИТЭС). Практическое занятие, 2 часа Демонстрация интерактивных игр по теме сохранения биоразнообразия для быстрого усвоения школьниками значительного объема информации и понимания взаимосвязей между организмами на примере ключевых видов. Самостоятельная работа, 2 часов Знакомство с Красной книгой РФ том «Животные» и том «Растения» на сайте Biodat.ru.
2.6. Тема 10. Устойчивое развитие и «зеленая экономика» Видео лекция, 2 часа История формирования концепции устойчивого развития. Понятие и суть «устойчивого развития», как взаимосвязи социальных, экономических и экологических компонентов. Рассмотрение 17 целей устойчивого развития. Учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Практическое занятие, 2 часа Понятие и концепция «зеленой экономики».Рассмотрение механизмов «Зеленой экономики». Самостоятельная работа, 4 часа Работа с отчетом Российской организации содействия ООН «Регионы России и цели устойчивого развития ООН».
3. Практический тур олимпиад – проектная деятельность
3.1. Тема 11. Организация проектной деятельности Интерактивная лекция, 2 часа Требования к организации и выполнению исследовательских проектных работ. Методики выполнения исследований (экспериментальные, наблюдения, моделирование и др.). Разбор типичных ошибок учащихся при выполнении проектной работы. Оценка качества проектных работ.
3.2. Тема 12. Методы биологической индикации Интерактивная лекция, 2 часа Основы биоиндикации и отличие от биотестирования. Рассмотрение разных биоиндикационных методов на разных уровнях организации жизни. Практическое занятие, 2 часа Знакомство с конкретной методикой по определению качества воды в пресных водоемах, с возможностью применения в школьных проектных работах.
3.3. Тема 13. Исследовательские проекты в естественных музеях Интерактивная лекция, 2 часа Рассмотрение на музейной экспозиции (музей землеведения МГУ) планирования и методики выполнения проектных работ в естественнонаучных музеях, а именно по темам – приспособление различных животных к среде обитания (морфологические черты – описание и их сравнение), палеонтология – разбор коллекций ископаемых организмов, горные породы и минералы, природные ресурсы как источники строительных материалов. Практическое занятие, 2 часа Самостоятельная разработка темы, цели, задач и плана выполнения конкретной исследовательской работы в музее (Промежуточный контроль).
4. Итоговая аттестация
4.1. Итоговая аттестация Семинар, 2 часа Защита разработанных методических материалов.