Достоинства:
возможность хотя бы познакомиться с различными направлениями научных дисциплин и методами исследований, посмотреть лекции ведущих специалистов
Недостатки:
информация о цене вопроса возникает "в процессе", разный уровень подготовки курсов, всё делается медленно, технические баги, необходимо регистрироваться на нескольких сайтах
Любите ли вы учиться так, как люблю это я?! В какой-то момент своей жизни, уже имея на руках диплом, после прекращения преподавательской деятельности, уйдя работать в иную сферу, я в какой-то момент осознала, что тупею. И это при том, что телевизора в доме не имею, просмотром видеороликов и компьютерными играми не увлекаюсь, да и, в принципе, в любой момент времени читаю как минимум одну книгу, причём, далеко не всегда художественную. Стала я думать, где бы и чему мне поучиться, но, вот какое дело: я привыкла учиться бесплатно, и совершенно не способна что-либо делать руками, знаний хотелось гуманитарных, и совсем не обязательно связанных с практическими навыками. Так я открыла для себя изумительный мир онлайн-курсов, которые совершенно бесплатно дадут тебе хоть какой-то минимум по выбранной дисциплине, а то ещё и документик подарят, после окончания курсов, который можно не только в рамочке повесить, но и к резюме приложить.
Несмотря на то, что в названии объекта указано название Openedu.ru, у сайта есть вполне нормальное и выговариваемое название - "Открытое образование". Теперь расскажу, что это такое и с чем его едят. Открытое образование - это площадка, на которой собраны различные курсы от нескольких вузов России. В прошлом году, когда всё только начиналось, в программу было включено 3-4 вуза и было около 30 курсов, теперь же количество и тех, и других значительно выросло, курсов стало около 80 (и это чуть более, чем за полгода), подтянулись другие вузы, в общем, дела, кажись, пошли в гору. Если учась на других платформах максимум, что вы можете получить - это сертификат о том, что вы прошли курс на таком-то сайте, то "Открытое образование" даёт вам сертификат вузовского образца, на котором распишется ректор и будет стоять печать того заведения, которое подготовило курс и занималось вашей зачётной единицей. Зачем такое надо, думаю, и так понятно. Во-первых, с такой бумажкой дисциплину могут перезачесть в вашем вузе, где вы, предположительно, учитесь. Например, ну не хотите вы ходить на историю, которая стоит одной парой с утра в субботу, а так, прошли её онлайн, проверив, что количество часов соответствует, и, вуаля, зачёт у вас в кармане (вот, правда. не думаю, что всё так легко сработает не в столичных вузах, но, теоретически так и есть). Во-вторых, бумажка, на которой написано МГУ или ВШЭ в народе куда более престижна, чем бумажка от какого-то сайта, который никто и не знает, её действительно не стыдно продемонстрировать потенциальному работодателю, особенно, если она, всё-таки, подкреплена реальными знаниями. В-третьих, есть у нас профессии и специальности, которые раз в пять лет должны проходить курсы повышения квалификации. В идеале, это вообще все специалисты, на практике, дабы далеко не ходить, можно взять в пример учителей, которые на пару недель отправляются "на курсы". Так вот, с "Открытым образованием" никуда отправляться и ходить не надо, достаточно по завершению курса запросить не сертификат, а удостоверение о повышении квалификации, в которым будут проставлены 72 часа. Это особенно удобно, если живёте вы в глухой отдалённой от цивилизации местности, но всё же имеете доступ в интернет.
Итак, первое, с чего стоит начать знакомство с платформой "Открытое образование" - это главная страница, на которой представлен список курсов. На данный момент тут куда больше предложений от преподавателей точных наук, как ни странно, тем не менее, есть и такие залётные, как маркетинг, введение в современную политическую науку, введение в историю искусства и пр. Среди вузов лидирующие позиции занимает МГУ им. Ломоносова и Вышка, оно и не удивительно.
Начать изучать любой курс в любой момент нельзя, у каждого есть дата старта, перед которой несколько месяцев открыта запись на курс. Все курсы идут несколько месяцев (в среднем три, плюс месяц уходит на подготовку, экзамен и его проверку), выпускают по теме в неделю и проверочный тест к каждой теме.
На данный момент я заканчиваю проходить второй курс на данной платформе, так что делиться впечатлениями буду на основе первого, который был "пробным блином" и вышел несколько комом. А первым был курс от Московского государственного университете со странным названием "Язык, культура, межкультурная коммуникация", который вела довольно известная дама, лингвист Светлана Григорьевна Тер-Минасова. Это гремучая смесь лингвокультурологии, этнолингвистики, переводоведения и чего только не, которая рассчитана главным образом на неподготовленного слушателя и зрителя, главным образом потому, что подготовленный ничего нового не узнает (но это я узнала уже в процессе). О чём курс всегда можно узнать до его записи, на его странице есть полный учебный план, вводная информация о курсе, формат и потенциальные результаты обучения (грубо говоря, что вы будете знать и уметь, когда всё прослушаете и освоите).
В рекламе своего проекта сотрудники "Открытого образования" довольно много акцентировали внимание на том факте, что проект, мол, полностью бесплатный, а потому, доступен всем желаемым, вне зависимости от места проживания, уровня образования и финансового дохода. И действительно, когда ты с главной страницы платформы переходишь на страницу курса, никакого прейскуранта цен там нет, и даже начав изучать что-либо, никакие цены по началу не всплывают. В общем, "О курсе" можно хоть засмотреться, потом перечитать общую информацию, как это было в моём случае, но некие "приблизительные стоимости", при начале курса в сентябре, начали всплывать только в октябре.
"Примерно" в "точно" превращаются ещё несколько месяцев, хотя, согласитесь, как-то обычно принято сначала оглашать стоимость, а потом, если человек согласен и готов потянуть названную сумму, он уже будет участвовать в этой затее.
Это я с места в карьер рассказала вам о первом и очень большом недостатке платформы: бесплатны на ней только видеозаписи, если вы хотите не только посмотреть лекции, но и получить какое-никакое подтверждение того, что вы это сделали, а потом ещё и зачётный тест сдали, то придётся раскошелится. На тысячу рублей, если вы хотите сертификат, в котором будет проставлено 36 часов, и около 4500-5000, если вам нужны бумаги, подтверждающие повышение квалификации. Это, кстати, при том, что программа для всех одна и количество часов на самом деле не различается.
Я понимаю, что цифры, по сути, не такие огромные, но, проходя какие-либо курсы, обычно вы оплачиваете только сам сертификат, который стоит 150-200 рублей, сами курсы оплачивает работодатель, либо они вообще бесплатны и идут бонусом от государства, а тут мало того, что цена сообщается постфактум, обмозговывается после старта проекта, так ещё и без альтернативы получения бесплатного сертификата, который обычно просто высылается на электронную почту и при желании распечатывается получателем. Плюс, как я понимаю, проект - это распил грантовых или государственных денег, то есть на самом деле, всем заинтересованным уже заплатили, их работу учащиеся оплачивать не должны, а те, кто занимается мелкой работой на местах (ну, например, следят за вами по вебке, когда вы проходите тест), получают свои деньги в виде оплаты баллов.
Теперь о том, как построен курс. Как я уже говорила, каждую неделю вас ожидает одна из заявленных тем, какая - всегда известно заранее, всё идёт по плану. Тема состоит из нескольких кусочков видеолекций, как правило, в совокупности лекции по теме длятся полтора часа - пара, грубо говоря, но между собой отрезки видеозаписи могут быть неравноценны: какой-то кусок 6 минут, какой-то - 20. После каждого кусочка вас ожидают вопросы для самопроверки, советую на них отвечать, даже если они не влияют на получение баллов, а вот после всех лекций темы имеется итоговый тест, за прохождение которого вам выставляется оценка в баллах. Дело в том, что для того, чтобы быть допущенных до зачёта, нужно доказать, что вы не просто записались на курс, или включали видеозаписи и уходили мыть посуду, а что-то узнали из подготовленной для вас информации.
Что касается курса "Язык, культура и межкультурная коммуникация" - это просто треш, угар и содомия: лекции загружались через раз, периодически стопарились и висли (так как это было не у меня одной, делаю вывод, что беда не в провайдере или моей технике), а когда они всё-таки шли без косяков, то я буквально засыпала от монотонности лектора, которая сидела за столом, смотрела в стол и бубнила что-то про советский союз и своих внуков. Все худшие представлении и о бабушке-лингвисте вдруг актуализировались в моём сознании и воплотились на экране моего ПК. Таких много на филфаках страны, но я всё-таки надеялась увидеть не просто хорошего именитого учёного, а прежде всего лектора, рассказчика, человека, который может интересно рассказать о своём предмете, так, чтобы заинтересовать других. К этому стоит добавить бездарную работу звукаря (а был ли он, потому что звука-то порой и не было), расфокусировку картинки от криворукого оператора и фон, на котором плавали буквы. Жуть жуткая, и это, прости господи, главный университет страны!
Отдельная песня - наполнение лекций. Так уж вышло, что я тоже филолог, несколько с другим профилем, я занималась не языком, а литературой, но, поскольку, в наших вузах на факультетах русской филологии, вне зависимости от профиля, не сбежать ни от лингвистики, ни от педагогики, я знаю ровно всё то же самое, что и лингвисты. И раз уж слово "язык" стоит в названии лекции первым, ожидала как минимум повторения терминологии. Но... увы и ах, лектор старательно избегала терминов, а если и вводила их в свою речь, то оставляла за скобками значение термина, что несколько странно, так как курс рассчитан на неспециалистов, а они вряд ли помнят про "узус", например. Зато было много примеров из жизни, на мой вкус, даже слишком много, и не все они были хорошо продуманы: дело в том, что единичный случай далеко не всегда иллюстрирует какие -либо положения теории. А ещё, я не очень хочу знакомиться с учениками/мужьями/детьми/внуками/коллегами своего лектора пусть даже и заочно по историям из жизни. И в целом, я бы уточнила, что курс рассчитан на переводчиков, а не такой уж широкий по профилю.
Отдельной песней были эссе, написание которых было обязательно для положительной отметки в рамках курса. Их было три, на разные темы, которые выдаются по программе, все участники пишут эссе на одну тему и помимо написания своего должны проверить эссе нескольких своих однокурсников. Ох, такой жути я и не ожидала. Во-первых, взрослые, казалось бы люди, начали вести себя как птушники-первокурсники, которые в момент зачёта узнали, что оказывается нужно учиться: "а давайте перенесём даты", "а я уезжаю в коммандировку", "а я не сдал, потому что у меня интернет не работал", "а мне напоминание на почту не пришло, я ничего и не написал" и ещё 100500 подобных отмазок. Ну а те, кто писал, в большинстве своём, надеялись на то, что их проверяющие не умеют пользоваться не то, что Адвего плагиаутус и другими программами для проверки уникальности текста, но и поисковиками. У каждого курса есть форум с поддержкой, в итоге он наполнился жалобщиками, желающими знакомиться, любителями задавать вопросы о той информации, которая чёрным по белому прописана в соответствующем разделе...
Ещё хочу продемонстрировать приколюшечку про тесты после лекций. Дело в том, что не ответить на них было довольно сложно, такие уж вопросы, извините, ну а учитывая, что иногда в тесте было 2 варианта ответа, но при это три попытки, нужно быть гением, чтоб закончить курс не на 100%.
Кстати, свои результаты всегда можно просмотреть на отдельной страничке, они показаны в виде графиков и количества баллов за каждую проверочную единицу и по курсу. Моё ЧСВ было около облаков, потому что за каждую тему я получала 100 баллов, а за эссе мне давали 20 из 20.
Когда все лекции стали доступны, а тесты пройдены, оказалось, что для того, чтобы сдать итоговый тест в онлайн-режиме, нужно покинуть эту платформу и перерегистрироваться на другой, эмгэушной. Вот это был нежданчик, зачем?! Тем не менее, оказалось, что по-другому никак, благо, добрые люди сделали всем участникам курса аккаунты автоматически и разослали в письмах. Экзамен я прошла быстро и без эксцессов, благо, из всех, кто записался на одно время со мной, я единственная, кто действительно подключился в обозначенное время, потом, правда, пришлось ждать, чтобы сопровождающая всё это дело девушка, отвлеклась от кричащих в микрофон тётенек и завершила мой тест (ждала я так 25 минут). Между окончанием курса и итоговым тестом было около месяца, потом недели 3 он проверялся, потом еле-еле кто-то начал шевелиться с сертификатами, и в апреле я получила электронную версию своего. В итоге бумажный сертификат о том курсе, что я прошла в том году, я не получила до сих пор.
Тем не менее, чёрт меня дёрнул записаться в этом году на ещё один курс платформы. Дело в том, что я давний фанат Куренного Виталия Анатольевича, доктора философских наук, работающего в Высшей школе экономики, у него есть замечательные лекции по массовой культуре, культуре советского периода и даже сериалам, которые можно найти и в видеоформате, так уже вышло, что на Открытом образовании появился его курс культурологии и я не смогла устоять, тем более, что культурология в вузе нам преподавалась на отвали, а сам преподаватель был любителем культурно выпить.
В итоге оказалось, что хоть курс и проходит на той же платформе, но создатели подошли к нему совершенно иначе, сделав всё не абы как "на отвали", а вполне себе серьёзно: к каждой лекции есть презентация, к которой можно обратиться при прохождении теста, к каждой теме есть литература, которую нужно прочесть, да и сами тесты построены совершенно не так, и для их прохождения действительно нужно приложить усилия. Все тесты нужно выполнять в срок, никаких трёх попыток. Терминология, имена и концепции - всё, чего так нехватало в курсе от МГУ, в культурологии от Вышки иногда даже в избытке, потому что с ходу запомнить столько фамилий и идей попросту невозможно, но... я пытаюсь!
В итоге, впечатления мои неоднозначны: если бы я делала выводы только по первому пройденному курсу, то явно бы не советовала Openedu.ru, потому что всё у них не в срок, не так и овчинка выделки не стоит. Но после второго курса, поняла, что во многом всё зависит вовсе не от площадки, а от вуза, который этот курс курирует, и если там к делу подходят формально для галочки, то выходит одно, а если для этого выделили если не отдельную штатную единицу, а хотя бы ответственного человека, то и результат уже будет иной. Тем не менее, если уж сильно хочется попробовать, то советую выбирать какие-то относительно обкатанные варианты или подождать, пока площадка сможет функционировать без косяков, ну а пока есть конкуренты, работающие более продолжительное время, типа того же Универсариума, почему бы не присмотреться к ним.
P.S. Бумажный сертификат я в итоге получила, правда на почте мне пришлось за него ещё доплатить 150 рублей. Закончив курс "Культурологии" и пройдя ещё "Маркетинг" выяснила, что ВШЭ предлагает своим слушателям электронные сертификаты при прохождении финального испытания, стоимость также 1000 рублей.