Программа обучения - 588 часа
ОБЩЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ БЛОК
Психодиагностика
Психодиагностика как область психологического знания. Функции психодиагностики. Классификация психодиагностических методик. Требования к психодиагностическим методикам. Надежность и валидность психодиагностической методики. Гуманитарный и естественнонаучный подходы в психологии. Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике. Морально-этические нормы и проблемы психодиагностического обследования.
Нейропсихология
Введение в нейропсихологию. Строение мозга. Нейропсихологические синдромы поражения затылочных и теменных отделов мозга. Нейропсихологические синдромы поражения височных отделов мозга. Нейропсихологические синдромы при поражении лобных отделов мозга. Стволовые и подкорковые синдромы. Нарушения восприятия. Зрительная агнозия. Нарушение восприятия. Слуховая агнозия. Нарушения восприятия. Тактильная агнозия. Нарушения восприятия социального мира. Нарушения действий. Классификация апраксий по А.Р.Лурия. Нарушения действий. Классификация апраксий по Липманну. Социальная апраксия. Афазии: кинетическая, кинестетическая, динамическая. Афазия: сенсорная, мнестическая, семантическая. Речевые формы аграфии. Неречевые формы аграфии. Алексия. Амузия. Нейропсихология сновидений. Нарушение памяти в нейропсихологии. Диагностика нарушений памяти. Регуляторные нарушения. Нарушения зрительного внимания и зрительная агнозия. Регуляторные нарушения. Расстройства исполнительных функций. Нейрологические синдромы при различных видах повреждений головного мозга (ЧМТ, сосудистых и атрофических поражениях головного мозга). Нейропсихологические синдромы детского возраста. Клинические аспекты психологической диагностики. Батареи тестов. Принципы реабилитации и коррекции в нейропсихологии.
Психотерапия
Введение в психотерапию. Когнитивно-поведенческая психотерапия. Психодинамическое направление психотерапии. Гуманистическое направление психотерапии. Невербальные методы психотерапии. Диагностика в психотерапии. Выбор психотерапии в зависимости от уровня организации психики и типа личности. Психотерапия детей и подростков. Семейная психотерапия. Групповая психотерапия. Психотерапия тревожных расстройств. Психотерапия депрессии. Краткосрочные виды психотерапии и начало работы психологом.
Патопсихология
Введение в патопсихологию. Патопсихологические симптомокомплексы. Патопсихологический эксперимент. Исследования памяти и мышления. Нарушение сознания и восприятия. Шизофренический и органический патосимптомокомплексы.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ БЛОК
Клиническая психология
Введение в клиническую психологию. Основные понятия психиатрии. Патопсихологическая диагностика. Нейропсихологические синдромы. Психосоматика. Психоаналитические концепции в психосоматике. Психология аномального развития.
Психофизиология
Предмет психофизиологии, её задачи и методы. Методы исследования в психофизиологии профессиональной деятельности. Детектор лжи. Психофизиология познавательной сферы. Психофизиология ощущений и восприятия. Психофизиология внимания. Психофизиология памяти. Психофизиология эмоций. Функции эмоций. Структурная основа эмоций. Физиологическое выражение эмоций. Степени психоэмоционального напряжения. Психофизиология стресса. Стадии протекания стресса. Механизмы развития стресса. Физиологические реакции при стрессе. Психофизиология профессионального отбора и профессиональной пригодности. Профессиональный отбор. Психофизиологические компоненты работоспособности. Работоспособность. Психофизиологические функциональные состояния. Понятие функционального состояния. Структура функционального состояния. Классификация функциональных состояний. Диагностика функциональных состояний. Виды и характеристика функциональных состояний. Способы регуляции функциональных состояний. Психофизиологические основы адаптации к профессиональной деятельности. Понятие адаптации к труду. Нарушения процесса адаптации. Профессиональная адаптация и дезадаптация в экстремальных трудовых условиях. Индивидуальные стили адаптации. Профессиональный стресс. Источники профессионального стресса. Умственная нагрузка и стресс.
Проективные методики в клинической психологии
Общая характеристика проективных методов и проблемы их теоретического обоснования. История создания. Области применения. Преимущества и недостатки проективных методик. Классификация проективных методик.
Нейропсихологическая реабилитация и коррекция в клинической и образовательной практике
Пути восстановления высших психических функций. Нейропсихология и афазия. Психологический аспект афазии. Научные основы нейропсихологической реабилитации больных. Общие методы восстановительного обучения и реабилитации больных с локальными поражениями мозга. Восстановление устной экспрессивной речи. Восстановление устной импрессивной речи (понимания речи). Формы и методы организации нейропсихологической реабилитации больных. Нарушение и восстановление процесса решения арифметических задач. Акалькулия. Нарушение и восстановление счета.
БОНУСНЫЙ МОДУЛЬ
Практикум по методам экспертной оценки в клинической психологии
Деонтологические правила работы патопсихолога. Методы экспертного психологического исследования, их классификация. Патопсихологическая беседа. Наблюдение как метод экспертной оценки.
Практика, консультирование, кейс-методы
Итоговый междисциплинарный экзамен