Тема 1. Генезис и главное содержание стратегического менеджмента.
Выявление причин и основных предпосылок появления стратегического менеджмента как самостоятельного подхода в 60- х. г.г. ХХ в. Базовая теория стратегического менеджмента А.Чандлера. «Управление по целям» П.Друкера. Компания (организация) как открытая система. Производность внутренних управленческих процессов по отношению к внешним факторам и тенденциям.
Исторические модели стратегического управления. Стратегия как искусство маневрирования. Философские и военные «стратагемы». Стратегия как реализация общественных установок и программ. Стратегия народнохозяйственного планирования и целевых программ развития.
Тема 2. Роль и структура внешней среды компании.
Определяющее значение внешней среды в стратегическом менеджменте. Микросреда, мезосреда, глобальная среда. Структура микросреды, мезосреды, глобальной среды. Роль внешних стейкхолдеров. Изменчивость и противоречивость внешней среды. Турбулентность изменения внешней среды в условиях глобального финансово-экономического кризиса. Реактивная и прогностическая модели стратегического менеджмента. Стратегическое видение как «погружение» во внешнюю среду.
Тема 3. Иерархическая модель стратегического менеджмента. Роль и виды корпоративной, бизнес-, и функциональных стратегий.
Уровни стратегического менеджмента в компаниях: корпоративная стратегия, бизнес-стратегии, функциональные стратегии. Определяющая роль корпоративной стратегии компании.
Вертикальная интеграция, горизонтальная интеграция и диверсификация как базовые корпоративные стратегии. Их особенности, преимущества и риски.
Особенности бизнес-стратегии. Стратегические бизнес-единицы (СБЕ). Жизненный цикл продукта. Основные функциональные стратегии – производственная, финансовая, маркетинговая.
Тема 4. Классические методы стратегического анализа.
Бостонская матрица. Матрица GE. Их роль в формировании оптимального портфеля бизнесов. Матрица И.Ансоффа. Конкурентные стратегии М.Портера. Анализ конкурентного окружения. 5 конкурентных сил. Цепочка создания стоимости. Матрица М.Портера.
Тема 5. Стратегический менеджмент как процесс.
Миссия компании. Система стратегических целей. Разработка и реализация стратегии. Стратегическое планирование.
Алгоритм стратегического менеджмента как последовательности этапов принятия управленческих решений. Миссия, ее значение и современные интерпретации. Система стратегических целей, финансовые и нефинансовые цели. Разработка стратегии. Сценарный подход. «Стратегические сессии».
Бизнес-план как конкретизация стратегического планирования. Система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard) Д.Нортона и Р. Каплана. Преимущества и ограничения модели развития на основе Balanced Scorecard.
Тема 6. Новейшие концепции и подходы в области стратегического менеджмента. «Стратегическое сафари» Г. Минцберга
Проблемы и ограничения классических подходов стратегического менеджмента. Критика Г.Минцбергом «матричного» метода принятия стратегических решений. Множественность концепций стратегического менеджмента как проявления комплексного и противоречивого процесса стратегического управления.
Тема 7. Ресурсная теория стратегического менеджмента. Стратегические корневые компетенции Г.Хамела и К. Прахалада.
Изменение главной установки стратегического менеджмента в 90-е г.г. ХХ в. Первичность ключевых ресурсов компании. Развитие стратегических корневых (внутренних) компетенций как главного источника конкурентоспособности компаний.
Тема 8. Инновационные стратегии. Концепции «живой компании», «научающейся организации». «Управление стратегическими изменениями» Дж. Коттера.
Роль инноваций в системе целей стратегического менеджмента. Роль «экономики знаний» формировании и достижении инновационных технологий бизнеса.
Роль социально-психологических и культурных факторов стратегического менеджмента. Стратегия как «коллективное лидерство». Стратегия как эффективная адаптация к внешней среде через общекорпоративное «научение». «Learning organization». Стратегия «голубых океанов».
Роль и основные этапы управления стратегическими изменениями. От «открытой организации» к «организации без границ».