Программа нацелена на получение знаний о различных типах социальных взаимодействий в зонах добычи и производства жизненно необходимых для экономики ресурсов и возникающих в этой связи конфликтах; о составе участников и характере включенности различных сторон во взаимодействие; о различных подходах к изучению и решению конфликтов и лучших практиках, применяемых вовлеченными сторонами.
Термин "ресурсное проклятие" получил широкое распространение, при этом его значение несколько отличается в различных социальных науках. Чаще всего его используют экономисты для обозначения парадокса изобилия: ситуации, при которой страна, богатая полезными ископаемыми, имеющая возможность получать значительную прибыль за счет их добычи и продажи, улучшая свое экономическое положение, оказывается в менее выигрышном положении (социально, экономически, политически), чем государства, у которых нет больших ресурсных запасов.
В антропологии же ситуации "ресурсного проклятия" рассматриваются более приближенно, не в макро-масштабах, а на локальном уровне, именно в тех местах, где непосредственно происходит добыча. Фокус нашего внимания на том, какие социальные последствия испытывают местные жители (включая группы коренного населения) от добычи нефти, газа, угля, а также, как выстраивается взаимодействие органов власти, локальных групп и добывающих компаний.
Особенно остро встают вопросы воздействия промышленного освоения, если затрагиваются интересы коренных групп. Подобные ситуации возникают не только в России, но и во многих других странах, где активно ведется разработка полезных ископаемых. Одна из задач прикладной антропологии - исследовать практики взаимодействия стейкхолдеров, а также процедур оценки воздействия (в т.ч. этнологической экспертизы) в условиях [планирования] добычи полезных ископаемых.
В ходе курса мы рассмотрим проблемы выстраивания отношений между местными сообществами, властными органами и добывающими компаниями, а также обратимся к российскому и международному опыту оценки воздействия на коренные группы и этнологической экспертизы. Эти темы нам представляются особенно актуальными в свете подготовки федерального закона об этнологической экспертизе и реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также в усовиях особенного внимания к вопросам развития Арктики и Дальнего Востока.
Форма обучения
Очно-заочная
Объем программы (академические часы)
Всего - 32
Аудиторных - 32
Требования для поступления
Наличие высшего или среднего профессионального образования