Объем программы (академические часы)
Всего - 36
Аудиторных - 36
Культурные практики – это важный элемент в системе репродукции разделяемых обществом культурных смыслов. Они, собственно, являются каналами, языками культуры, отражая изменения в системе культурных ценностей.
В лекциях рассматриваются важнейшие группы культурных практик в их развитии. При выборе предпочтение отдано тем сферам опыта, через которые человек в наибольшей степени выражал себя, реализуя природные способности и потребности - в общении, релаксации, самореализации, оформлении эмоций, стремлении познавать мир, гармонизировать окружающее пространство.
В современном мире, в условиях смены культурных стандартов, подвижках в области системы ценностей, изучение традиции как культурного феномена, как ценного опыта и способа организации жизни может способствовать формированию ценностных установок. Важнейшее место отводится творческой функции культуры: сущность традиции раскрывается с позиций актуализации культурных практик прошлого, сохраняющих свою ценность и в сегодняшней практической деятельности (в том числе, и сохранения материального и "нематериального"культурного наследия).
Таким образом в курсе представлен национально и социально ориентированный подход, помогающий в итоге выявить специфику российской идентичности, а постановка проблемы позволяет продемонстрировать общие коммуникативные функции культуры. Это актуально именно сегодня, когда акцент смещается с анализа культурных артефактов на анализ коммуникационных связей и различных культурных потоков.
Цель программы – углубленное изучение историко-культурного процесса в России с IX по начало XX вв., формирование представлений об особенностях культурного процесса Руси - России и места ее культурного наследия в мировом цивилизационном процессе. При этом (в отличие от стандартных школьных курсов) данная программа ставит в качестве задачи не просто репрезентацию достижений и культурного опыта, но и выявление побудительных мотивов в поведении людей прошлого, рассмотрение особенностей их сознания, отличного от современного, связанное с переходом от традиционного общества к "модерному".
Одной из важнейших задач курса является рассмотрение на конкретном историческом материале механизмов функционирования и трансформации пластов культурного опыта. Использовав избранный ракурс, мы систематизируем материал за хронологически обширный период, представив богатство культурных форм в русской / российской традиции в рамках различных практик, привлекая внимание к специфике традиции, преемственности и разрывам, связанным с эволюцией культуры и модернизационными процессами прошлого. Полученные знания могут быть полезны не только при сдаче вступительных экзаменов в вуз, но и в плане самосовершенствования и в практической деятельности.