ПОДГОТОВКА К ДВИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕДИАКОММУНИКАЦИИ»
Цель реализации программы
- Сформировать адекватное и систематизированное представление о литературном процессе XVIII –XX вв., русской классической литературы и литературы XX., истории России, обществознанию
- Научить слушателей самостоятельно анализировать и понимать произведения литературы не только в художественном, но и в историческом, общественно-политическом контексте; анализировать события российской истоиии, понимать исторические процессы и особенности эпох; владеть терминами обществовознания, анализировать общественнее процессы, взаимоотношения членов общества
- Развить чувство языка, умение работать со словом.
Формализованные результаты обучения
▪ Знание основных этапов развития отечественной литературы, истории, законы развития общества
▪ Умение анализировать художественные литературные произведения, рассматривать их в историческом и общественно-политическом контексте;
▪ Способность выделить главные черты, определяющие место и роль произведений в национальной и мировой культуре, значение исторических процессов и развития общества.
Блок 1. Литература (8 часов)
Тема 1.1. Литература XVIII века
• Д.И. Фонвизин • Н.А. Радищев
Тема 1.2. Литература XIX века
• В.А. Жуковский • А.С. Грибоедов • А.С. Пушкин • М.Ю. Лермонтов • Н.В. Гоголь • В.Г. Белинский • А.И. Герцен • И.С. Тургенев • И.А. Гончаров • Н.А. Добролюбов • Н.Г. Чернышевский • Д.И. Писарев • Н.А. Некрасов • Ф.И. Тютчев • А.А. Фет • М.Е. Салтыков-Щедрин • Ф.М. Достоевский
Тема 1.3. Литература начала XX века
• А.П. Чехов • И.А. Бунин • М. Горький • А.А. Блок • В.В. Маяковский • С.А. Есенин • М.И. Цветаева • О.Э. Мандельштам • А.А. Ахматова • М.А. Булгаков
Тема 1.4. Литература советского периода
• А.И. Солженицын • Б.Л. Пастернак • М.А. Шолохов • М.А. Булгаков • А.Т. Твардовский • В.П. Астафьев «Царь-рыба» • В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой» • В.М. Шукшин «Срезал», «Дядя Ермолай», «Чудик», «Одни».
Поэзия второй половины XX в.
• В.С. Высоцкий «Серебряные струны», «Братские могилы», «Охота на волков», «Баллада о любви», «Песня о друге»
• Н.А. Заболоцкий «Гроза идёт», «Не позволяй душе лениться!..», «Я воспитан природой суровой...», «Признание»
• Б.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики», «Былое нельзя воротить», «Арбатский дворик», «Полночный троллейбус»
Блок 2. История (8 часов)
Тема 2.1 Россия в XVIII – середине XIX в.
• Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничьебюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации
• Северная война. Провозглашение Российской империи
• «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
• Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота
• Русское просвещение
• Превращение России в мировую державу в XVIII в.
• Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в.
• Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в.
• Отечественная война 1812 г.
• Движение декабристов
• Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм
• Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны
Тема 2.2 Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.
Россия в Первой мировой войне. Революция и Гражданская война в России
• Реформы 1860–1870-х гг.
• Общественный подъём 1860-х годов
• Политика контрреформ
• Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны
• Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте
• Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков
• Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов
• Русско-японская война
• Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования
• Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения
• Реформы П.А. Столыпина
• Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество
• Революция 1917 г. Временное правительство и Советы
• Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание
• Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны
• Переход к новой экономической политике
Тема 2.3 СССР в 1922–1991 гг.
• Образование СССР. Выбор путей объединения. Национальногосударственное строительство
• Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г.
• Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация
• Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. Культурная революция. Ликвидация неграмотности, создание системы образования
• Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны
• Причины, этапы Великой Отечественной войны
• Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны
• СССР в антигитлеровской коалиции
• Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира
• Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг.
• Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы
• XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста
• «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г.
• Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности
• СССР в мировых и региональных
• социалистической системы
• Особенности развития советской культуры в 1950–1980-х гг.
Тема 2.4 Российская Федерация
• Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР
• Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественнополитическое развитие России во второй половине 1990-х гг.
Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств
• Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия
• Российская Федерация в 2000–2012 гг.: основные тенденции
социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе.
• Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе
• Современная российская культура
Блок 3. Обществознание (8 часов)
Тема 3.1 Человек и общество
• Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции).
• Мышление и деятельность
• Потребности и интересы
• Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
• Системное строение общества: элементы и подсистемы
• Основные институты общества
• Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
• Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
• Образование, его значение для личности и общества
• Искусство
• Понятие общественного прогресса
• Многовариантность общественного развития (типы обществ)
• Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
Тема 3.2 Социальные отношения
• Социальные группы
• Этнические общности
• Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
• Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации
• Социальный конфликт
• Виды социальных норм
• Социальный контроль
• Семья и брак
• Социальная роль
• Социализация индивида
Тема 3.3 Политика
• Понятие власти
• Государство, его функции
• Политическая система
• Демократия, её основные ценности и признаки
• Гражданское общество и государство
• Политические партии и движения
• Средства массовой информации в политической системе
• Избирательная кампания в Российской Федерации
• Политический процесс
• Политическое участие
• Политическое лидерство
Тема 3.4 Право
• Право в системе социальных норм
• Законотворческий процесс
• Понятие и виды юридической ответственности
• Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации
• Законодательство Российской Федерации о выборах
• Субъекты гражданского права.
• Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
• Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)
ПОДГОТОВКА К ДВИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЖУРНАЛИСТИКА»
1. Цель реализации программы
- Ознакомить с процедурой и содержанием дополнительного вступительного испытания по журналистике.
- Представить принципы организации работы над заданиями дополнительного вступительного испытания по журналистике.
- Проконсультировать слушателей по вопросам использования литературных и исторических материалов для выполнения заданий дополнительного вступительного испытания по журналистике.
Формализованные результаты обучения
▪ Представление о процедуре дополнительного вступительного испытания по журналистике.
▪ Понимание содержания заданий дополнительного вступительного испытания по журналистике.
▪ Знание общих подходов к выполнению заданий дополнительного вступительного испытания по журналистике.
Блок 1. ДВИ по направлению «Журналистика».
1.1 Структура и содержание ДВИ по журналистике.
1.2 Общие подходы к выполнению заданий ДВИ по журналистике.
Блок 2. История.
2.1 Россия с древнейших времен до XVII в.
2.2 Россия в XVIII- XIX вв.
2.3 Россия в XX веке.