Подпишитесь на телеграмм-канал про ИИ в образовании: Егошин | Кеды профессора
Сложность
Сложность
Начинающий
Тип обучения
Тип обучения
Курс
Формат обучения
Формат обучения
С проверкой домашнего задания
Сертификат
Сертификат
Да

Стоимость курса

34 000 ₽
нет рассрочки

Цель программы – научить слушателей делать заказ и контролировать проведение качественных и смешанных исследований, самостоятельно планировать исследование и выбирать методы и инструменты исследования, формировать отчетность, в том числе, с использованием программы анализа и визуализации качественных и смешанных данных MAXQDA.

На кого рассчитана программа:

  • для руководителей всех уровней, которые хотят понимать возможности качественных методов и контент-анализа, поручать задания с их использованием и уверенно контролировать их выполнение,
  • для специалистов по инновациям, по маркетингу, по качеству, по работе с клиентами, по работе с персоналом, которые хотят ввести эти инструменты в свою повседневную практику,
  • для научных и педагогических работников, которые хотят использовать эти эффектные и результативные методы в своих исследованиях и учить этому своих учеников,
  • для государственных служащих, которые самостоятельно анализируют данные и поддерживают исследования.   

Обучение научных и педагогических работников, специалистов компаний, государственных служащих, осуществляющих профессиональную деятельность в сферах, связанных с анализом данных, полученных качественными методами, в частности, посредством глубинных интервью и фокус-групп, а также смешанными количественными и качественными методами. Цель программы – научить слушателей делать заказ и контролировать проведение качественных и смешанных исследований, самостоятельно планировать исследование и выбирать методы и инструменты исследования, формировать отчетность, в том числе, с использованием программы анализа и визуализации качественных и смешанных данных MAXQDA.   

Создание курса обусловлено интересом к использованию качественных методов анализа и получению данных, характеризующих те или иные аспекты функционирования современного общества и экономики; а также к анализу различных текстов, медиаматериалов, смешанных количественных и качественных данных и их визуализации с использованием современного программного обеспечения.

Что даст вам освоение этой программы:

Слушатель, освоивший программу, будет:

  • знать основные методы проведения социологических исследований, типы количественных и качественных методов, их плюсы и минусы, способы проведения смешанных количественных и качественных исследований;
  • уметь планировать исследование, разрабатывать программу исследования, выбирать методы и инструменты исследования для решения своих исследовательских и/или управленческих задач;
  • уметь применять методы полуструктурированного интервью и проведения фокус-группы; включая разработку сценария интервью или фокус-группы, принципы отбора информантов, правила транскрибирования материалов, применения существующих популярных инструментов, приемов и техник исследования, применяемых в рамках данных методов; а также формировать аналитические отчеты по результатам качественных исследований;
  • владеть навыками анализа, интерпретации и визуализации результатов исследования с применением программы для анализа качественных и смешанных данных MAXQDA на примерах разных типов текстов и документов (концептуальные и программные тексты в области социально-демографической, экологической, экономической политики, материалы стенограмм открытых обсуждений общественно значимых вопросов, материалы СМИ и соцсетей, научные статьи, материалы корпоративной политики и пр.)

Документы по окончании программы: Удостоверение о повышении квалификации МГУ
 
Продолжительность
72 ак. часа
 
Форма обучения
заочная

 

Вас будут обучать

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой народонаселения Экономического факультета МГУ

специалист по качественным исследованиям в экономике и демографии и контент-анализу текстов и смешанных данных, руководитель более 30 исследовательских проектов, преподаватель с большим стажем и опытом разработки и ведения дистанционных курсов.

E-mail: : kalabikhina@econ.msu.ru

Образовательная организация

Общая информация

  • Программы дополнительного образования МГУ
  • Открытые лектории в Московском университете
  • «МГУ — школе»
  • «Университет без границ»
  • Подготовка к поступлению
  • Школы юных, кружки и образовательные курсы для школьников при факультетах МГУ
  • Общеуниверситетские подготовительные курсы
  • Подготовительные курсы факультетов МГУ (бакалавриат, специалитет, магистратура)
  • Мероприятия для школьников в музеях МГУ

Нормативные документы

  • Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
  • Положение о повышении квалификации работников МГУ

Программа курса

Фокус программы:

В весьма сжатом виде данный курс является частью популярного дистанционного курса «Как сделать научное исследование: методология, инструменты, методы» открытого университета Фонда Е. Гайдара (около 2 тыс. слушателей в год). ЭФ МГУ предоставляет возможность слушателям подробно изучить качественные методы исследования, методологию и технику контент-анализа с преподавателем, «своими руками» поработать с программой анализа и визуализации смешанных данных (MAXQDA). Есть возможность работать не только с предложенными преподавателем базами данных, но и с данными слушателей, преподаватель проконсультирует, какие инструменты и как использовать для анализа ваших данных

Темы:

1 Теоретические представления о методах социологических исследований: количественные и качественные методы, типология, особенности применения.

В этой теме будет дано представление о существующих популярных количественных и качественных методах сбора и анализа информации. Помимо исчерпывающих списков таких методов будут приведены примеры удачных исследований и сравнительная таблица плюсов и минусов каждого типа. Обсудим, как наиболее эффективно комбинировать методы в одном исследовании.

2 Планирование исследования, выбор методов и инструментов, подходы к отбору респондентов/информантов

В этой теме мы узнаем, из чего состоит исследовательская программа при работе с качественными методами; как выглядят части программы: цели, задачи, гипотезы, методы, инструменты, ожидаемые результаты, бюджет, календарь, состав исследовательской команды. Вы научитесь выбирать конкретный метод и инструмент. А также узнаете, кого следует приглашать на интервью или фокус-группу и как это делать, чтобы не получить отказ.

3 Разработка инструментария качественных исследований, введение в контент-анализ текстов, формирование аналитической отчетности по результатам качественных исследований

Узнаем, что такое сценарий (гид) интервью или фокус-группы, что такое групповая динамика, каковы типичные ошибки при составлении сценариев и проведения интервью или фокус-групп и как их избежать.
Разрабатываем свой сценарий интервью. Учимся приемам проведения интервью и фокус-группы, используя процедуру дознания.
Говорим о включенном и невключенном наблюдении, о сборе данных с помощью экспериментов, об инструментах, которые используют в данных методах. И как всегда обсуждаем много примеров.
Осваиваем, как должны выглядеть транскрипции интервью, фокус-групп, других методов исследований, как делать отчет в качественных исследованиях.
Переходим к контент-анализу текстов и смешанных данных, говорим о возможностях контент-анализа и рассматриваем различные примеры программного обеспечения для контент-анализа и визуализации результатов исследования.
Получаем навыки самостоятельного получения информации и данных качественными методами и навыки анализа (ваших и не ваших) материалов качественного типа: на тему 1-2-3 отводим 38 часов из 68 часов занятий.

4 Контент-анализ текстов

Узнаем, чем отличается количественный и качественный контент-анализ текстов. Как появился и развивался метод контент-анализа. Рассмотрим интересные примеры применения метода контент-анализа (анализ документов социальной, демографической и экономической политики, формальных и неформальных институтов, СМИ, экономическая разведка, фармацевтические прогнозы и пр.) и визуализации результатов в среде лучших видов ПО. Осваиваем принципы изучения дискурса, процедуру кодирования содержания. Обсуждаем типичные ошибки исследователя. Начинаем применять метод контент-анализа на материалах слушателей. Получаем навыки самостоятельного проведения контент-анализа: на тему 4 и 5 отводим 30 часов из 68 часов занятий

5 Использование программных средств обработки данных (на примере программы MAXQDA)

Эта тема целиком посвящена работе в программе MAXQDA для анализа качественных и смешанных данных. Мы научимся вводить данные, структурировать данные, кодировать, выбирать инструменты. Рассмотрим подробнее: облако тегов; построение диаграмм, таблиц, ассоциативных карт; матрицу кодов; документ-портрет. Узнаем, как анализировать смешанные (количественные и качественные) данные; проводить анализ аудио и видео материала; публикаций в соцсетях. Ответим на вопрос, что дают заметки исследователя. Обсудим, анализ, интерпретация и визуализация разных каких текстов и документов помогут вашему исследованию стать уникальным и дадут полезные результаты (тексты интервью, тексты в области социально-демографической, экологической, экономической политики, материалы стенограмм открытых обсуждений общественно значимых вопросов, материалы СМИ и соцсетей, научные статьи (контент-анализ как помощник при составлении литературного обзора в статьях и диссертациях), материалы корпоративной политики, рекламные материалы и пр.).

Рейтинг курса

2.7
рейтинг
0
0
0
0
0

Может быть интересно

обновлено 06.12.2024 09:45
«Качественные методы исследования и контент-анализ»

«Качественные методы исследования и контент-анализ»

Оставить отзыв
Поделиться курсом с друзьями