Эффективная организация процессов подразделения
• Понятие операционной эффективности. Роль структурного подразделения в структуре организации. Цель существования структурного подразделения. Миссия подразделения.
• Портрет подразделения. Две ключевые компетенции руководителя или кто и чем должен заниматься в процессном управлении. Управленческий цикл процессного подхода. Распределение зон ответственности и влияния между сотрудниками.
• Показатели результативности и эффективности деятельности подразделения. Основные виды процессов для подразделения и для сотрудника.
• Ключевые принципы при организации внутренних производственных и управленческих процессов в подразделении. Критерии для оценки качества работы сотрудника и его карьерных перспектив. Необходимость обозначения данных критериев на этапе собеседования или на этапе прихода руководителя в новый коллектив.
• Как сделать требования руководителя простыми, прозрачными и понятными для сотрудников? Описание функционала взаимодействия и описание индивидуальных процессов для каждого подразделения и сотрудника. Критерии эффективности процессов для подразделения.
• Создание и развитие системы собственных критериев/показателей эффективности подразделения для внутреннего пользования руководителем. Постановка задач при управлении процессами. Различные подходы к учёту процессных задач.
• Уровни детализации при постановке задач в процессном управлении. Как добиться повышения уровня эффективности управления процессами подразделениями?
• Мотивация взаимодействия сотрудников со смежными подразделениями. Варианты мотивации сотрудников в рамках / в дополнение к установленной в компании системе мотивации при управлении процессами. Карта процессной мотивации сотрудников.
• Контроль исполнения процесса. Промежуточный и точечный контроль процесса. Категории сотрудников с точки зрения самостоятельности и возможности делегирования процессных задач и полномочий. Взаимосвязь мотивации сотрудников и их уровня самостоятельности.
• Конструктивная обратная связь в ходе процессного управления. Методы и приёмы повышения результативности процессов подразделения. Ошибки сотрудников, процессов, систем. Эффективная система учёта процессных показателей. Не наказывать, а предупреждать.
Системное мышление
• Системное мышление: системы и их свойства.
• Линейное мышление и системное мышление: примеры и особенности.
• Анализ проблемной ситуации, создание полноты картины, вопрошание, визуализация.
• Поиск причинно-следственных связей в системах. Инструмент визуализации Рыба Исикавы.
• Диаграмма цикличной причинности Шервуда.
• Обратная связь в системе: балансирующая и усиливающая.
• Организация как система.
• Ловушки мышления. Что мешает принимать решения взвешенно.
• Ключевые положения. Теории ограничения систем, поиск «узких мест» системы.
• Системное мышление, как компетенция.
Управление жизненным циклом сотрудника
• Жизненный цикл Адизеса. Сотрудник как организация.
• Подбор сотрудника в организацию.
• Нормальные и аномальные проблемы сотрудников на этапах жизненного цикла.
• Ценности сотрудника на разных этапах жизненного цикла как показатель уровня зрелости.
• Ситуационное руководство. Типы сотрудников. Уровни постановки задач.
• Ситуационное руководство. Стили управления. Роли руководителя при взаимодействии с сотрудниками.
• Демотивация сотрудника. Понятие и стадии.
• ИПР как основной инструмент сопровождения сотрудника на разных стадиях жизненного цикла.
• Модель Гроу как метод работы с сотрудниками на каждом этапе жизненного цикла.
• Увольнение сотрудника. Как расставаться с сотрудником, сохраняя его лояльность к компании.
Планирование, контроль и обратная связь в работе руководителя
• Работа руководителя среднего звена.
• Постановка целей и задач подчинённым.
• Составление планов по достижению целей.
• Контроль исполнения планов.
• Обратная связь в точках контроля
• Проведение совещаний.
• Принятие решений в процессе управления.
• Решение проблем.
• Делегирование задач и полномочий.
• Основы Тайм-менеджмента руководителя.
Профессиональное развитие руководителя и профилактика выгорания
• Личный трекинг развития. Стратегия достижения оптимального уровня развития интеллектуального, эмоционального, волевого и коммуникативного «акме», самосбережение здоровья и жизненной энергии.
• «Ловушки карьеры»: факторы, условия и риски профессионального выгорания, типичные профессиональные деформации, психологические особенности «плохого» и «хорошего» управления.
• «Эко – барьер»: профилактические меры упреждения профессиональных деформаций, интеллектуального, эмоционального, психологического выгорания.
• «Личная стратегия»: разработка собственной стратегии профессионального долголетия, формирование мотивационной основы самосовершенствования.
• «Точка управления»: самодиагностика внутренних ресурсов, способы развития стрессоустойчивости, приемы саморегуляции и самопрограммирования.
• «Энергетический потенциал»: пути потери жизненной энергии, эффективный алгоритм самосбережения, поддержание оптимального тонуса жизненных сил, энергии и здоровья.
• «Ресурсное состояние»: «кураж», высокий тонус в повседневной деятельности, как его создавать и поддерживать.