Подпишитесь на телеграмм-канал про ИИ в образовании: Егошин | Кеды профессора
Сложность
Сложность
Начинающий
Тип обучения
Тип обучения
Курс
Формат обучения
Формат обучения
С проверкой домашнего задания
Сертификат
Сертификат
Да

Стоимость курса

60 000 ₽
нет рассрочки

Объем программы (академические часы): 72 часа (16 аудиторных)

Форма обучения:  очная, дистанционная

Даты проведения занятий: по мере набора групп (группы небольшие, от 5 человек)

Требования для поступления: наличие высшего профессионального образования или средне-специального

Руководитель программы: Терехова Вера Александровна, Email: vterekhova@gmail.com, тел. (495) 930-03-95

Ответственный за дополнительное образование: Тимофеева Елена Александровна,  Email: edusoilmsu@gmail.com, тел. 8 (903) 22-33-99-2, 8(495)939-22-33 

При необходимости программа может быть адаптирована под требования заказчика - расширены, убраны, добавлены необходимые темы в учебном плане программы дополнительного образования

Для кого предназначен данный курс?
Программа предназначена специалистов экоаналитических лабораторий производственных предприятий и Центров лабораторного анализа и технических измерений (ЦЛАТИ), использующих или планирующих использовать живые биотест-системы для экомониторинга, оценки класса опасности отходов, выявления степени вредных воздействий на природные среды. Программа представляет интерес для преподавателей экологических специальностей университетов и других образовательных учреждений, планирующих вести лекционные и практические курсы по биотестированию .

Что полезного для Вашей работы Вы получите?
Вместе с Удостоверением о повышении квалификации в МГУ вы получите ценные знания об актуальности и требованиях к применению биотестов, практический опыт поддержания чувствительности тест-культур для решения задач экологического контроля и определения класса опасности отходов экспериментальным методом, навыки постановки экспериментов стабильной надежности в реакциях на модельный токсикант, знания особенностей создания условий поддержания тест-культур, информацию о необходимом оборудовании и его современных производителях. Вам будут предоставлены на выбор стандартизованные тест-культуры двух видов организмов, тексты методик биотестирования, разработанных в ЛЭТАП и зарегистрированных в Федеральном фонде по обеспечению единства измерений РФ. Вы приобретете новых друзей-коллег, с которыми в дальнейшем будете обмениваться опытом. И, конечно же, сможете рассчитывать на нашу поддержку и помощь как выпускники нашей программы.

Основные разделы курса

  • Основы биотестирования. Значение качества тест-культур для биотестирования по стандартным методикам.
  • Биологические и экологические особенности видов тест-организмов
  • Условия культивирования тест-организмов в лаборатории
  • Оценка чувствительности тест-организмов по модельным токсикантам для стандартизации биотест-культур

Как проходят занятия?
Обучение проводится с использованием дистанционных ресурсов и важным циклом 5-ти дневных практических очных занятий в аттестованной лаборатории МГУ.

Вас будут обучать

доктор биологических наук, профессор кафедры земельных ресурсов и оценки почв факультета почвоведения МГУ им. Ломоносова.

Окончила с отличием биологический факультет и аспирантуру МГУ имени М. В. Ломоносова.

Защитила докторскую диссертацию «Биоиндикационное значение микромицетов в экологической оценке водных и наземных экосистем» (2004) и кандидатскую «Изучение специфичности во взаимоотношениях картофеля и его паразита Phytophthora infestans» (1980). 

Область научных интересов: методология биодиагностики, биоразнообразие, биомониторинг, микроорганизмы, микромицеты, экотоксичность, ремедиация, механизмы резистентности к поллютантам, гуматы, био- и нанотехнологии
Организатор и руководитель аккредитованной лаборатории экотоксикологического анализа почв (ЛЭТАП, https://www.letap-msu.ru/), на базе которой реализуются прикладные и научные проекты по определению класса опасности отходов традиционных и новых технологий (наноматериалы, микропластик, фармпрепараты), по оценке ремедиации почв и др., в том числе, и по авторским методикам измерений токсичности, рекомендованным для практического использования в экологическом контроле.   

Автор и руководитель программ повышения квалификации экологов по биотестированию (Технологии биотестирования…и др.). 

Член редколлегий научных журналов. Эксперт РАН, РИНКЦЭ и других фондов.  

Читает учебные курсы, касающиеся биотической и междисциплинарной экспериментальной оценке объектов окружающей среды (Технологии биотестирования почв и сопредельных сред, Оценка воздействия на окружающую среду, Биоиндикация загрязнений, Экологическое нормирование биологического состояния окружающей среды и др.)

Руководитель квалификационных работ студентов и аспирантов, защищенных кандидатских диссертаций (8). Автор более 300 публикаций, монографий, учебных пособий. 

Образовательная организация

Общая информация

  • Программы дополнительного образования МГУ
  • Открытые лектории в Московском университете
  • «МГУ — школе»
  • «Университет без границ»
  • Подготовка к поступлению
  • Школы юных, кружки и образовательные курсы для школьников при факультетах МГУ
  • Общеуниверситетские подготовительные курсы
  • Подготовительные курсы факультетов МГУ (бакалавриат, специалитет, магистратура)
  • Мероприятия для школьников в музеях МГУ

Нормативные документы

  • Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
  • Положение о повышении квалификации работников МГУ

Программа курса

1 Основы биотестирования. Значение качества тесткультур для биотестирования по стандартным методикам.

1.1 Теоретические и практические аспекты лабораторного биотестирования. Современные биотест-системы на основе организмов разной таксономической принадлежности. Представление об основных тестфункциях и критериях токсичности .

1.2 Разнообразие стандартных биотестов и принципы выбора тест-организмов. Источники получения. Влияние качества тест-культур и условий проведения эксперимента на результат.

2 Биологические и экологические особенности видов тест-организмов

2.1 Биологические особенности микроводорослей как тесторганизмов. Ценобиальные зеленые водоросли Scenedesmus quadricauda. Диатомовые водоросли полиморфные Phaeodactylum tricornutum. Жизненный цикл развития. Условия обитания и размножения.

2.2 Биологические особенности ракообразных как тесторганизмов. Характеристика Daphnia magna, Ceriodaphnia affinis, Artemia salina. Жизненный цикл развития. Условия обитания и размножения.

2.3 Биологические и экологические особенности простейших как тест-организмов. Строение инфузорий Tetrahymena pyriformis и Paramecium caudatum. Жизненный цикл развития. Условия обитания и размножения .

2.4 Генномодифицированные светящиеся бактерии: источники получения, условия хранения бактериального препарата «Эколюм», получение и проверка жизнеспособности рабочей суспензии клеток Е. coli.

2.5 Высшие растения. Качество семян двудольных и однодольных растений (Sinapis alba, Avena sativa и др.). Различия семян по массе. Оценка фитоэффекта в системе «Фитоскан» по энергии прорастания, длине корней и ростков проростков семян.

2.6 Почвенные животные. Олигохеты энхитреиды (Oligochaeta, Enchytraeidae). Жизненный цикл развития. Условия обитания и размножения.

3 Условия культивирования тест-организмов в лаборатории

3.1 Среды для культивирования ракообразных. Виды культивационной воды. Способы получения биологизированной пресной культивационной воды для ракообразных. Оптимальный для ракообразных состав морской воды. Режим обновления среды культивирования. Оптимальные параметры температуры, освещенности. Режим кормления. 

3.2 Среды для культивирования микроводорослей. Приготовление питательных сред: среды Успенского-1, Тамия, Гольберга. Стоковые культуры микроводорослей. Режим обновления среды культивирования. Оптимальные параметры температуры, освещенности.

3.3 Среды для культивирования простейших. Способы получения питательных растворов. Состав среды Лозина-Лозинского. Режим обновления среды культивирования. Оптимальные параметры температуры, освещенности.

3.4 Твердые субстраты для растений и животных. Искусственно приготовленные, референтные и стандартные почвы. Стандарт ИСО11268-2. Оптимальные параметры температуры, освещенности, влажности.

4 Оценка чувствительности тест-организмов для стандатизации биотест-культур

4.1 Экспериментальная проверка чувствительности пресноводных микроводорослей Scenedesmus quadricauda к токсиканту сравнения по изменению численности клеток водорослей и интенсивности флуоресценции хлорофилла

4.2 Экспериментальная проверка чувствительности морских микроводорослей Phaeodactylum tricornutum к токсиканту сравнения по интенсивности флуоресценции хлорофилла

4.3 Экспериментальная проверка чувствительности пресноводных ракообразных Daphnia magna и Ceriodaphnia affinis к токсиканту сравнения по выживаемости

4.4 Экспериментальная проверка чувствительности солоноватоводных рачков Artemia salina к токсиканту сравнения по выживаемости

4.5 Экспериментальная проверка чувствительности простейших – инфузорий Paramecium caudatum к токсиканту сравнения по выживаемости

4.6 Оценка фитоэффекта в системе «Фитоскан» по энергии прорастания, длине корней и ростков проростков семян.

Итоговая аттестация
экзамен

Рейтинг курса

2.9
рейтинг
0
0
0
0
0

Может быть интересно

обновлено 22.05.2023 07:18
«Биотестирование в аккредитованной лаборатории: стандартизация тест-культур»

«Биотестирование в аккредитованной лаборатории: стандартизация тест-культур»

Оставить отзыв
Поделиться курсом с друзьями