1 модуль
История развития гештальт-подхода
В результате обучения студенты:
- познакомятся с основными понятиями и принципами гештальт-терапии;
- получат знания об основателях гештальт-подхода и об их вкладе в развитие психотерапии;
- узнают о принципах профессиональной подготовки гештальт-терапевтов в Российской Федерации, о структуре профессионального гештальт-сообщества в РФ и за рубежом;
- смогут транслировать в популярной форме основные принципы гештальт-терапии;
- научатся опознавать основные понятия гештальт-подхода;
- освоят базовые навыки осознанности для саморазвития;
- рассмотрят взаимосвязь гештальт-терапии с другими психотерапевтическими направлениями;
- узнают, в каких областях применяется метод и какие имеет ограничения;
- осознают суть гештальт-подхода как выбора профессии и ценностей психотерапевтической практики
2 модуль
Теория поля в психологии и гештальт-терапии
В результате обучения студенты:
- рассмотрят сущность поля личности в гештальт-терапии;
- разберут пять принципов Малкольма Парлетта, на которые опираются в своей работе современные психотерапевты;
- освоят варианты взаимодействия поля — организм/окружающая среда;
- обогатят навык работы с клиентами, применяя теорию поля
- приобретут навык понимания и осознания объекта как части большой и сложной системы, контекста;
- научатся распределять энергию и силы в терапевтической сессии на основе теории поля;
- освоят целостный способ понимания реальности;
- смогут применять теорию поля в построении терапевтического процесса.
3 модуль
Теория контакта в гештальт-терапии
- В результате обучения студенты:
- получат представление о контакте в гештальт-терапии;
- познакомятся с циклом контакта и его фазами;
- узнают о механизмах прерывания контакта;
- разберут случаи из практики с различными вариантами прерывания контакта.
- будут работать с механизмами прерывания контакта;
- научатся восстанавливать саморегуляцию через упражнения;
- научатся опознавать механизмы прерывания контакта;
- смогут различать фазы контактирования для эффективного процесса терапии.
4 модуль
Теория SELF в гештальт-терапии
В результате обучения студенты:
- получат представление о теории и функциях SELF;
- узнают о сопротивлении в гештальт-подходе и об утрате ego-функции;
- ознакомятся с основными вариантами работы с сопротивлением;
- разберут кейсы по работе с сопротивлением клиента процессу терапии
- смогут делать предположения о динамике Self-клиента, а также о ведущих механизмах прерывания контакта;
- смогут распознавать в работе основные механизмы прерывания контакта;
- освоят базовые навыки осознанности для саморазвития и столкновения с реальностью.
5 модуль
Диалогическая основа терапевтических отношений в гештальт-терапии
В результате обучения студенты:
- ознакомятся с философской традицией Мартина Бубера;
- узнают о качественных характеристиках диалогических отношений;
- узнают о понятиях «Я», «Оно», «Ты», «Это», «Другой» в рамках анализа отношений;
- разовьют способность включенного присутствия в терапии.
- улучшат навык вести диалог в рамках терапевтических отношений;
- научатся выстраивать терапевтическую беседу;
- смогут соотносить терапевтические задачи, терапевтические техники в зависимости от запроса клиента;
- освоят сущность диалогической позиции терапевта.
6 модуль
Тактики и стратегии работы гештальт-терапевта
В результате обучения студенты:
- познакомятся со стратегией работы гештальт-терапевта на границе контакта и с внутренней феноменологией клиента;
- рассмотрят структуру и динамику терапевтической сессии;
- смогут использовать тактику работы с уже существующим расщеплением внутри клиента, когда одна его часть безуспешно старается изменить другую;
- смогут обладать навыками рефлексии собственной психической деятельности в рамках базовых философских принципов гештальта.
- получат индивидуальный опыт применения техник гештальт-терапии на практике;
- узнают о балансе поддержки и фрустрации в гештальт-терапии;
- будут использовать техники работы в психотерапевтическом процессе;
- начнут работать с полярностями клиента.
7 модуль
Супервизия в гештальт-терапии и этические проблемы психотерапевтической практики
В результате обучения студенты:
- узнают о теоретических основах супервизии;
- ознакомятся с Этическим кодексом психолога;
- рассмотрят виды супервизии;
- смогут получить супервизию.
- смогут следовать профессиональной этике и основным этическим принципам гештальт-терапии;
- научатся разграничивать характеристику отношений между участниками супервизорского процесса;
- отметят основные области применения супервизии и ход ее проведения;
- научатся брать супервизию, отметят ее особенности в зависимости от случая.
8 модуль
Феномены тела, телесности в гештальт-терапии
В результате обучения студенты:
- познакомятся с моделями подходов к телесным и психическим феноменам в психотерапии и гештальт-терапии;
- узнают о вариантах проявления телесного процесса и формирования телесной структуры;
- получат базовое представление о работе с телесностью;
- научатся связывать телесные процессы и осознавание.
- получат навык работы терапевта с телесными практиками;
- смогут освоить телесные способы воздействия в терапевтическом контакте;
- освоят терапевтические стратегии работы с телесностью в гештальт-терапии (дыхание, пространство, голос, прикосновение);
- сформируют терапевтические умения в работе с телесными процессами.
9 модуль
Основы психосоматики в гештальт-терапии
В результате обучения студенты:
- получат базовые представления о медицинском и терапевтическом подходе к симптоматике клиента;
- освоят концепцию здоровья и болезни в гештальт-терапии (нормы и паталогии);
- освоят особенности диагностики клиента с психосоматическим запросом;
- рассмотрят клинические случаи работы с психосоматическим запросом.
- сформируют навык построения клиент-терапевтического альянса с клиентом по работе с симптомом;
- отрегулируют практическую работу с симптомом клиента на основании принципов работы гештальт-терапевта;
- сформируют представление о работе с симптомом как формой контакта/прерывания контакта.
10 модуль
Гештальт-терапия в клинической практике
В результате обучения студенты:
- получат знания о принципах клинической диагностики в гештальт-подходе;
- узнают о происхождении невроза;
- рассмотрят динамическую концепцию личности в гештальт-подходе;
- разберут клинические случаи из практики.
- освоят навык формулирования и проверки терапевтических гипотез с разными типами клиентов;
- научатся вести диагностическое интервью и создавать терапевтический контакт в клинической практике;
- получат представление о стратегиях работы психотерапевта с различными типами клиентов;
- смогут строить гипотезы о работе с клиентом в рамках гештальт-подхода.
11 модуль
Работа с кризисами и травмами в гештальт-подходе
В результате обучения студенты:
- научатся различать кризисы и травмы;
- освоят терапевтические модели работы с кризисами и травмами;
- познакомятся с современной теорией терапии травмы, получат целостный ресурсный опыт исцеления личных травм;
- смогут сохранять терапевтическую позицию в работе с разными проявлениями травматических расстройств и травм;
- научатся проводить диагностику, определяться с тактикой и формой терапевтических интервенций;
- смогут работать с ПТСР;
- освоят особенности возрастных, невротических, травматических и экзистенциальных кризисов;
- научатся диагностировать состояние клиентов;
- освоят навык будущих терапевтов по профилактике собственного выгорания;
- разберут кейсы по работе с кризисами и травмами.
12 модуль
Гештальт-подход в терапевтической работе с метафорами, образами, сновидениями
В результате обучения студенты:
- познакомятся с метафорой как с выразительным средством языка, опыта человека;
- узнают о роли фантазий и визуальных образов клиента в терапевтической сессии;
- получат инструменты для работы в арт-терапевтическом подходе;
- разберут кейсы с использованием арт-терапевтических методов.
- смогут применять арт-терапевтические техники в работе психолога-практика;
- научатся выбирать из вариативности работы гештальт-терапевта те методы, которые смогут отразить проблематику клиента;
- смогут применять способы терапевтической работы со сновидениями.
13 модуль
Работа с группой в гештальт-подходе
В результате обучения студенты:
- научатся работать с организациями;
- получат представление о парных отношениях и семейных системах;
- научатся работать в системе семьи;
- используют полученные знания для формирования своей частной практики;
- узнают, как гештальт-терапевту работать с организациями;
- научатся формировать запрос и выдерживать границы работы терапевта в детско-родительской паре;
- узнают основы ведения групп (терапевтические, тематические);
- разберут клинические случаи работы с парами или семьей.