Модуль 1. Особенности обучения взрослых (4 ак. ч.)
Что такое «андрагогика» и ее отличие от педагогики
- Для чего взрослые люди приходят на курсы (задачи обучения) и каковы особенности обучения взрослых людей Как во время обучения обеспечить их специфические потребности (физические, эмоциональные, психологические, социальные) Какие тренды актуальны в образовании взрослых (развитие soft skills и тренинговые технологии, педагогический дизайн, цифровизация, геймификация, проблемное и проектное обучение, ТРИЗ-педагогика, гибкие формы обучения (Agile, Scrum, Kanban), «перевёрнутый класс», взаимообучение и др.) Современные форматы обучения (особенности проведения занятий в режиме вебинара, в режиме открытого и свободного обучения)
- Для чего взрослые люди приходят на курсы (задачи обучения) и каковы особенности обучения взрослых людей
- Как во время обучения обеспечить их специфические потребности (физические, эмоциональные, психологические, социальные)
- Какие тренды актуальны в образовании взрослых (развитие soft skills и тренинговые технологии, педагогический дизайн, цифровизация, геймификация, проблемное и проектное обучение, ТРИЗ-педагогика, гибкие формы обучения (Agile, Scrum, Kanban), «перевёрнутый класс», взаимообучение и др.)
- Современные форматы обучения (особенности проведения занятий в режиме вебинара, в режиме открытого и свободного обучения)
Как работать с разными типами слушателей
- Как обучаются разные люди (стили обучения: активист, мыслитель, теоретик, прагматик)
- Какие типы слушателей следует учитывать во время обучения (сверхактивный, скептик, остряк, формалист, примерный ученик, вечный ученик, комментатор, умник, самоучка, скромник и др.)
- Как работать с «трудными» группами (большие группы, с разным уровнем подготовки, компания приятелей, комплекс «начальник в группе», «группа товарищей» и др.)
- Почему люди неподобающе себя ведут и мешают проведению занятий и как управлять поведением слушателей
Как управлять конфликтами во время обучения:
- Почему возникают конфликты во время обучения
- Как развивается конфликт (этапы управления конфликтом)
- Какой стратегии поведения следует придерживаться в конфликте
- Какие правила помогут быстро решить конфликт
Какой он - успешный преподаватель:
- Какой выбрать стиль преподавания: «учитель», «лидер», «фасилитатор», «массовик-затейник» (Д. Келлер)
- Какие черты характеризуют успешного преподавателя (внешний облик и поведенческий портрет)
- Как стать успешным преподавателем (оценка уровня развития компетенций преподавателя 5К+)
- Как правильно оформить отношения с учебной организацией (заключение договора, права и обязанности преподавателя, онлайн-преподавание, оплата труда и т.д.)
Учебный проект:
Этап 1. Составление перечня действий для обеспечения основных характеристик во время обучения (дискуссия)
Этап 2. Стили обучения взрослых (тест)
Этап 3. Разработка подходов для общения с разными категориями слушателей (дискуссия)
Этап 4. Выработка стратегии для работы с «трудными» группами (дискуссия)
Этап 5. Выявление ведущей стратегии в конфликте (тест)
Этап 6. Управление конфликтами (ролевая игра)
Этап 7. Создание портрета успешного преподавателя (дискуссия)
Этап 8. Формирование компетенций успешного преподавателя, их оценка и действий по развитию важных навыков (методика «Колесо компетенций»)
Модуль 2. Особенности подготовки и проведения занятия (4 ак. ч.)
С чего начать?
- Что обязательно нужно сделать при подготовке к проведению занятия (выбор темы, обратный дизайн создания программы, определение цели, анализ ЦА, составление плана, выбор наглядных пособий, подготовка презентационных материалов, создание учебных заданий и т.д.)
- Как оптимально выстроить структуру занятия и распланировать учебное время, учитывая цикл обучения по модели Д. Колба (опыт, анализ, теория, практика)
- Какие методы, формы и приёмы помогут в обучении (лекции, семинары, кейс-обучение, тренинги, коучинг, СДО, сторителлинг, притчи, метафоры,и т.п.)
- Как комбинировать различные способы передачи информации (пирамида усвоения материала «Конус опыта» Э. Дейла)
Как эффективно передавать информацию слушателям:
- Как эмоционально настроить и мотивировать слушателей на обучение
- Что происходит с групповой динамикой (К. Левин, Б. Такман) и как ее учитывать во время обучения
- Как использовать различные средства общения (вербальные, невербальные)
- Какой вид передачи информации выбрать для конкретного занятия (пассивный, активный, интерактивный)
Какие методы и приёмы помогут преподавателю проводить эффективное обучение
- Что можно взять из модели Джона Келлера для проведения занятий (методы привлечения внимания, стратегии для придания значимости ЗУНов, методы приобретения уверенности, правила для повышения степени удовлетворённости)
- Как использовать приёмы активного слушания (уточнение, эхо, резюме, логическое следствие, невербальное сопровождение, эмоциональное повторение услышанного)
- Какие виды вопросов следует задавать в конкретных случаях (открытые, закрытые, альтернативные, уточняющие, «хвостатые», вопросы-«ёжики» и др.)
- Как эффективно передавать информацию (что слышат и запоминают люди, комбинирование различных способов предоставления информ)
Как оценить эффективность обучения (методика Д. Киркпатрика)
- Какие формы использовать для оценки полученных знаний и навыков, как создать онлайн-опрос: инструменты и возможности
- Как оценить изменение поведения после обучения
- Как оценить влияние обучения на дальнейшую деятельность
Учебный проект:
Этап 9. Заполнение чек-листа для подготовки к проведению занятия (практическое задание)
Этап 10. Выбор темы и определение цели с использованием обратного дизайна (практическое задание)
Этап 11. Составление плана и распределение учебного времени (практическое задание)
Этап 12. Выбор наглядных пособий, подготовка презентационных материалов (практическое задание)
Этап 13. Работа с различными средствами общения (кейсы)
Этап 14. Применение методов модели ARCS (ролевая игра)
Этап 15. Использование приёмов активного слушания (практическое задание)
Этап 16. Формулирование разных типов вопросов (практическое задание)
Этап 17. Разработка учебных заданий и онлайн-тестирования (практическое задание)
Этап 18. Подготовка показательного занятия (практическое задание)
Модуль 3. Практическое занятие с видеоанализом (8 ак. ч.)
- Подготовка и проведение пробного выступления
- Анализ и обсуждение ошибок индивидуального опыта участников курса