Вводный урок
Знакомство и общие параметры нервной системы
Знакомимся с программой курса, изучаем общие параметры нервной системы и проверяем на прочность мифы о работе мозга.
Отделы мозга и их функции
За что отвечают разные отделы мозга и как устроен нейрон
Мозг — это сложная система, и в первую очередь мы изучим её общее строение. Узнаем, какие отделы мозга существуют — от стволовых структур до коры больших полушарий. Разберёмся, какие отделы отвечают за движение, память и эмоции. Выясним, как устроены нейроны и зачем нужны их отростки.
Передача информации
Как устроены синапсы и как работают нейромедиаторы
Чтобы мы нажали на кнопку или поднесли ложку ко рту, по нашим нейронам должны пройти особые химические и электрические сигналы. Как именно это происходит — узнаем в этом уроке. Выясним, как информация циркулирует по нервным клеткам и чем электричество в теле отличается от тока в проводах. Поговорим о нейромедиаторах — веществах, которые заставляют нас радоваться и грустить.
Потребности и эмоции
Чего хочет мозг и зачем мы грустим и радуемся
Когда мы удовлетворяем потребности мозга, он поощряет нас положительными эмоциями. А когда делаем что-то не так — предупреждает негативными. В этом уроке узнаем, какие потребности заложены в наш мозг и как эмоции помогают нам выживать. Разберёмся, как потребности связаны с рефлексами и бессознательным и почему мозгу важно бороться за свободу и учиться новому.
Память и мышление
Как мы храним информацию и принимаем решения
Память — странная штука. Мы почему-то помним наизусть строчки из попсовой песни 90-х, а важную информацию забываем. В этом уроке узнаем, как работает память и мышление. Выясним, как нервная система выбирает оптимальные программы поведения и какими отделами мозга мы мечтаем, а какими — принимаем решения. Разберёмся в различиях между кратковременной и долговременной памятью и узнаем, какую роль в работе памяти играет гиппокамп.
Движения
Что такое мотонейроны и зачем нужны рефлексы
Две трети наших нервных клеток задействованы в управлении движениями тела. В этом уроке узнаем, как мозг заставляет нас двигаться и зачем тратит на это столько сил. Выясним, что такое чёрная субстанция и как формируется коленный рефлекс, а как — свободные движения. Поймём, почему нам нравится бегать и танцевать и зачем мы машем руками при ходьбе.
Сенсорные системы
Как наш мозг воспринимает и обрабатывает информацию
Наш мозг узнаёт об окружающем мире через сенсорные системы — зрение, слух, обоняние, осязание и не только. О них и расскажем в этом уроке. Подробно поговорим о зрении и узнаем, как мы распознаём цвета и почему даже в изображении розетки можем разглядеть черты человеческого лица. Выясним, какие алгоритмы обработки информации используют нейронные сети и где в коре больших полушарий находятся «карты» кожной поверхности и сетчатки.
Стресс
Как мозг реагирует на проблемы и почему стресс не всегда вреден
Иногда наш мозг слишком много работает — такое чрезмерное напряжение мы называем стрессом. О природе стресса и его последствиях для мозга и организма поговорим в этом уроке. Узнаем, что именно мозг считает стрессом и почему, когда мы нервничаем, может прихватить живот. Разберёмся, чем опасен хронический стресс и почему в одних ситуациях мы реагирует на стресс агрессивно, а в каких-то спасаемся бегством.
Заключительный урок
Подводим итоги и проверяем полученные знания
В последнем видео обобщим всё, что узнали на курсе, и проверим себя в итоговом тесте. Посоветуем список дополнительных источников — курсы, видео, литературу — для тех, кто захочет глубже погрузиться в нейронауку.