После окончания первого модуля у вас будет возможность записаться на второй [занятия 13−24]
ЗАНЯТИЕ 1. ВВЕДЕНИЕ.
Рассказываем, что такое физика, и как она позволяет изучать невидимые для глаз явления. Разбираемся в агрегатных состояниях веществ, пытаемся смешать несмешиваемое. Затем измеряем размер молекулы масла, разлившегося по столу, и делаем неньютоновскую жидкость.
ЗАНЯТИЕ 2. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ.
Изучаем новый раздел физики - тепловые явления. Знакомимся с понятием температуры, энергии, наблюдаем за изменением свойств веществ в зависимости от изменения температуры.
ЗАНЯТИЕ 3. МАГНЕТИЗМ.
Рассказываем о магнетизме, магнитном поле, его особенностях и источниках. О магнитном поле Земли (какую функцию несет, откуда берется) и других планет.
Опыты помогут нам увидеть невидимое в обычных условиях магнитное поле и даже запечатлеть его картину в пространстве на многие года! Ну а на десерт - элементарный пример левитации.
ЗАНЯТИЕ 4. ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ.
Изучаем связь двух полей: электрического и магнитного. Понимаем их особенности, разбираемся в окружающих явлениях, связанных с комбинацией данных видов полей: телефоны и ноутбуки, металлоискатели, провода. Мастерим простейший электромагнит; прибор, чувствительный к магнитному полю (подобие классического компаса), чтобы воспроизвести современную версию опыта Эрстеда.
ЗАНЯТИЕ 5. СВЕТ И ЦВЕТ.
Изучаем вид электромагнитных волн - свет. Узнаем о двойственной природе света (корпускулярно-волновой дуализм), источниках света в природе и разнице понятий "свет" и "цвет". Разбираемся в особенностях смешения цветов RGB с помощью самостоятельно собранного диска Ньютона и мастерим камеру обскура.
ЗАНЯТИЕ 6. СВЕТ: ОТРАЖЕНИЕ.
Изучаем одно из свойств света: способность отражаться от поверхностей. Узнаем о явлении полного внутреннего отражения (увидев собственными глазами) и применении его в оптоволокнах, а также разбираемся, какие зеркала существуют, и где их используют, а также проверяем меткость с помощью зеркал и лазера.
ЗАНЯТИЕ 7. СВЕТ: ПРЕЛОМЛЕНИЕ.
Изучаем свойства света как волны: способность преломляться (диспергировать) и поляризоваться. Узнаем, из-за чего происходит преломление света, где его можно увидеть: радуга, “кровавая" луна, миражи и пр. В ходе опытов “приручаем" радугу, “ломаем" карандаш, обнаруживаем угол полного внутреннего отражения для воды и масла и по-новому смотрим на экраны техники благодаря явлению поляризации.
ЗАНЯТИЕ 8. ЗВУК.
Знакомимся со следующим видом волн (после электромагнитных) - звуковыми волнами. Разбираемся в природе звука, в причинах слышимых различий. Визуализируем звуковые волны и покоряем их, используя в прикладных целях (игра на бокалах + простейший телефон).
ЗАНЯТИЕ 9. ДАВЛЕНИЕ.
Познакомимся с понятием давления в твердых веществах, жидкостях и газах. Узнаем, от чего оно зависит и как его можно использовать на практике (плавание, полеты, ветра и другое), а также, чем оно опасно.
ЗАНЯТИЕ 10. МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ.
Разберем, что такое движение, каким бывает (кинематика), от чего зависит (динамика) на примерах относительности движения, равномерного/равноускоренного движения и сил, которые их порождают. С помощью опытов убедимся в существенном влиянии силы сопротивления среды на движущиеся объекты, смоделируем зыбучие пески “наоборот" и научимся снимать эффектное видео/фото движущихся объектов с помощью принципа относительности.
ЗАНЯТИЕ 11. ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ.
Изучаем движение по окружности: вращение и обращение, а также связанные с этим типом механического движения силы и эффекты. Конструируем модель маятника Фуко и познаем возможности центробежной силы.
ЗАНЯТИЕ 12. РАВНОВЕСИЕ. БАЛАНС.
Финальное занятие цикла. Узнаем условие равновесия тел, учимся находить центр масс и центр тяжести предметов разной формы, секреты балансировки. В конце - небольшой квиз на пройденный материал и физическую “интуицию".