После окончания первого модуля у вас будет возможность записаться на второй [занятия 13−24]
ЗАНЯТИЕ 1. ПРИЗНАКИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.
Познакомимся не только друг с другом, но и с правилами техники безопасности. Проведём химические реакции, в которых выпадает осадок, образуется газ, выделяется тепло, меняется цвет. Все эти изменения называются признаками химических реакций.
ЗАНЯТИЕ 2. ИОНЫ.
Разберёмся в том, почему при смешении какие-то соли вступают в реакцию, а какие-то нет. Доберёмся до самой сути и узнаем про ионы - частицы, из которых состоит любая соль. Экспериментально подтвердим: соли с одинаковыми ионами вступают в одни и те же реакции, а знание свойств химических веществ помогает установить состав неподписанных реактивов.
ЗАНЯТИЕ 3. КИСЛОТЫ И ИНДИКАТОРЫ.
Из ионов состоят не только соли, но и кислоты. Выясним, что кислотность продукта зависит от количества особых “кислотных” ионов - ионов водорода. Определим количество ионов водорода в продуктах питания с помощью универсального кислотно-основного индикатора. Познакомимся с другими индикаторами и их шкалой.
ЗАНЯТИЕ 4. КРАСКИ.
Чаще всего, человек имеет дело с растворами веществ. Далеко не все вещества растворяются в воде, но человек нашёл им применение. Разберёмся, какие бывают пигменты и из чего делали красители в древности. Самостоятельно синтезируем неорганические пигменты и создадим собственные краски.
ЗАНЯТИЕ 5. СТРУКТУРА ВЕЩЕСТВА.
Познакомимся с устройством химических веществ, поговорим про химические связи и разберёмся, почему соль нельзя назвать молекулой. Соберём объёмные модели молекул, входящих в состав воздуха, а также модель графита и другие химические структуры.
ЗАНЯТИЕ 6. ПОЛИМЕРЫ.
Разберёмся в структуре древесины и пластика и узнаем, что у них общего. Поговорим о полимерах и о их роли в нашей жизни. Промаркируем пластик, самостоятельно создадим полимерное изделие и клейкую массу. Разрушим один полимер (крахмал) с помощью другого полимера (фермента).
ЗАНЯТИЕ 7. УГЛЕВОДЫ.
Всё живое и мы с вами — тоже химия. Разберёмся, из каких молекул мы состоим и что мы едим. Занятие будет посвящено углеводам. Приготовим реактив Бенедикта и научимся делать качественную реакцию на глюкозу, а после проверим содержание глюкозы в мёде и в растворе крахмала, который разрушается ферментом.
ЗАНЯТИЕ 8. БЕЛКИ.
Продолжаем погружаться в химию биополимеров. Занятие будет посвящено белкам. Научимся опытным путём отличать волокна шерсти от синтетики и познакомимся с одним из способов снятия отпечатков пальцев.
ЗАНЯТИЕ 9. ХИМИЯ ИЗ АПТЕЧКИ.
Погрузимся в медицинскую химию и узнаем, как в структуре и механизмах действия лекарственных веществ. Поэкспериментируем с содержимым аптечки: узнаем про очищающие свойства активированного угля и с помощью него создадим фильтр для воды, определим кислотность с помощью зелёнки, проведём качественные реакции с часто используемыми таблетками (парацетамол, аспирин).
ЗАНЯТИЕ 10. ВИТАМИНЫ.
Поговорим про витамины - ещё один важный класс биомолекул - и их роль в жизнедеятельности организмов. Разберёмся, где содержатся витамины, в каких количествах они необходимы человеку, почему дневная доза витамина С больше, чем у всех остальных витаминов, и как он влияет на качество волос и кровеносных сосудов. Узнаем про водорастворимые и жирорастворимые витамины. Проведём качественные реакции на витамины С и проверим его содержание в продуктах питания.
ЗАНЯТИЕ 11. ХИМИЯ ЧАЯ.
Рассмотрим растения как источники химических веществ. Прервёмся на чай: поговорим о веществах, которые содержатся в чае, - кофеине, танине и хлорофилле - и их биологической роли. Проведём качественные реакции на танин, сделаем чернила из чая и выделим кофеин.
ЗАНЯТИЕ 12. МИНЕРАЛЫ.
Поговорим о том, что такое минералы и как они образуются. Растворим малахит, проведём качественные реакции на содержащиеся в нём металлы. Растворим ракушку и коралл, а полученный при растворение коралла пигмент используем в качестве кислотно-основного индикатора. Обесцветим коралл нагреванием и заставим флюорит светиться.