ВВЕДЕНИЕ.- Философия как способ индивидуально обосновываемого обсуждения предельных вопросов. Основные темы: бытие, сознание, природа, общество, искусство и техника. Культуроцентричный подход к бытию: человечество, культура и история; исторические этапы развития человечества; понятие цивилизаций; исторические этапы развития Западной Европы и России.- Средневековая философия Проблема веры и разума в раннехристианской патристике (Тертулиан и платонический синтез Бл.Августина). Аристотелеизм и схоластика. Проблема веры и разума в средневековой схоластике (аверроизм и аристотелевский синтез Фомы Аквинского). Линии Аристотеля и Платона в средние века:а) спор номиналистов и реалистов б)схоластика и мистицизм. Ник.Кузанский и понятие бесконечности.- Гуманизм, Возрождение, Реформация. Их взаимоотношение. Основные идеи и направления.I. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО. Этические и этико-политические проблемы- Вопрос о смысле жизни как предельный вопрос этики.- Процесс этической индивидуализации в древнем мире. Осознание противоречия между гедонистическим смыслом жизни, конечностью жизни и справедливостью-добродетелью. Типы разрешения этого противоречия: а) загробное воздаяние б) решение Платона и Будды в) решение римского стоицизма и конфуцианства (http://philosophy.mipt.ru/publications/works/lipkin/civilization/crisis_renascence); решения эпохи Просвещения: разумный эгоизм; утилитаризм; этика долга Канта (добрая воля, долг, счастье, категорический императив (""Критика практического разума""). Этические концепции Востока- Новый тип этических проблем (Макиавелли (""Государь""), Достоевский (""Великий инквизитор"") , Сартр (""Дьявол и Господь Бог""))- Этико-политические системы просвещения и современности- ""Естественное состояние"" и ""общественный договор"" (Гоббс , Локк , Руссо [Б.Рассел:http://www.philosophy.ru/library/russell/01/00.html ]). Либерализм и социализм: сравнение западных индивидуалистически-демократических политико-экономических систем и коллективистски-авторитарных систем ""реального социализма"" (Поппер и Хайек [см. Поппер К. ""Открытое общество и его враги"" и Хайек Ф.А. ""Пагубная самонадеятельность: ошибки социализма""]), неолиберализм - теория рационального выбора Дж. Ролса, социал-демократизм, неоклассицизм (http://50.economicus.ru/index.php?ch=5&le=43&r=4&z=0); утопизм (утопия – вымышленное рационально устроенное общество всеобщего благоденствия (http://www.mnemosyne.ru/library/rawls.html), идет от ""Утопии"" Томаса Мора (http://lib.ru/INOOLD/MOR/utopia.txt)), анархизм и новые левые (см. ст.М.А.Хевеши ""АНТИКАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ БУНТ ""НОВЫХ ЛЕВЫХ"")(http://philosophy.ru/iphras/library/absol.html#195), национализм ХХ века, мультикультурализм и религиозный фундаментализм (http://philosophy.mipt.ru/publications/works/lipkin/civilization/LipkinPubl1206.html); глобализм и антиглобализм.Вопросы для семинара по теме I.- Три формы отношений индивида и общества (коллективизм, эгоцентризм, личность) на материале античности?- Отличие мировой и «государственной» религий?- Этико-политические концепции Гоббса, Локка, Руссо (по Расселу)?- Утилитаризм?- Этика долга Канта?- Либерализм и неолиберализм, ""теория справедливости"", понятия отрицательной и положительной свободы?- Социализм: ""за"" (западный марксизм 20 в. и новые левые) и ""против"" (Поппер, Хайек)? - Мультикультурализм?Литература: Современный либерализм: Ролз,... М., 1998 (http://www.mnemosyne.ru/library/index.html)II. ПРИРОДА И ЕЕ ПОЗНАНИЕ- Фр.Бэкон – отец английского эмпиризма. Рождение науки Нового времени (Коперник и Галилей). Специфика эксперимента. Отличие естественной науки от натурфилософии (http://philosophy.mipt.ru/publications/works/lipkin/philsci/LipkinPubl02.html или ""Философия науки"" (ред. А.И.Липкин), гл. 7)- Декарт и основные элементы системы новоевропейского рационализма. Проблема субстанции у Спинозы и Лейбница [Б.Рассел: http://www.philosophy.ru/library/russell/01/00.html ]- Эмпиризм Дж.Локка. Его противостояние Декарту- Материалистическая и идеалистическая линии эмпиризма. Французское Просвещение и механицистски-материалистическое решение проблемы соотношения теории и реальности у Дидро и Ламетри. Механицистский детерминизм Лапласа. Идеалистическое решение тех же проблем у Беркли и Юма.- И.Кант и его вариант решения споров между рационализмом и эмпиризмом и между материализмом и идеализмом на основе понятий: ""вещь в себе"" и ""явление""; ""априорные"" формы, ""синтетическое"" и ""аналитическое"" суждения.- Эстетика Канта- Попытки преодоления кантовской ""вещи в себе"" в немецкой классической философии и немецкая натурфилософия (Гете, Фихте, Шеллинг)- Философская система Гегеля: логика и диалектический метод, философия природы, философия духа- Неокантианство- Неогегельянство. Антропология Фейербаха. Марксизм- 1-й позитивизм Конта, Милля и Спенсера. Отрицание метафизики и эволюционизм. Гносеологический кризис в физике и 2-й позитивизм . От эволюционизма к психологизму: махизм и конвенционализм Пуанкаре. Американский прагматизм (Пирс, Джеймс, Дьюи)- Aналитическая философия Витгенштейна и Рассела и неопозитивизм ""Венского кружка"". От психологизма к логицизму. Проблема соотношения теоретического и эмпирического ""уровней знания"". Критерий верифицируемости, ""язык наблюдения"" и его эволюция. Аналитическая философия- Логическая критика позитивизма К.Поппером и проблемы ""теоретической нагруженности"" эмпирических утверждений и неотделимости эксперимента от интерпретации. Проблема ""демаркации"" Поппера между естественной наукой, натурфилософией, гуманитарной наукой и ""ненауками"". Проблема истины и ""третий мир"". Эволюционная эпистемология - Историцистская критика позитивизма: модели развития науки Куна, Лакатоса и эволюционной эпистемологии. ""Философия и зеркало природы"" Р.РортиIII. ОСНОВАНИЯ БЫТИЯ- Антропология экзистенциализма (от сущности к существованию). Проблема ""свободы воли"" у С.Кьеркегора. Потерянное поколение и немецкий экзистенциализм (Ясперс, Хайдеггер), Массовая культура ХХ в. (Ортега-и-Гассет).- II Мировая война, французское ""Сопротивление"" и коллаборационизм, проблемы свободы воли, теодицеи и атеизма во французском экзистенциализме (Камю, Сартр). Персонализм.- Философская Антропология XIX-XX вв. (Э.Кассирер, И.Хейзинга, Г.Маркузе, Х.Ортега-и-Гассет, Шелер и др.)- Философия жизни. От бытия к воле и жизни: (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон)- Неомарксизм в XX вв. Франкфуртская школа (М.Хоркхмайер, Т.Адорно, Г.Маркузе, Ю.Хабермас)IV. ГУМАНИТАРНОЕ ПОЗНАНИЕ- Феноменология Э.Гуссерля- Герменевтика как метод познания культурно-исторических явлений у В.Дильтея. Критика герменевтического психологизма М. Шелером. Герменевтические идеи М. Хайдеггера. Учение о языке как ""доме бытия"". Философская герменевтика Х.Г.ГадамераV. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА.- Философия сознания.- Психо-физическая проблема в ХХ в. и кризис разума Нового времени. Иррационализм и мистика в ХХ в. Связь внутреннего и внешнего мира: механическое и магическое, рациональное и иррациональное. Сознание и бессознательное. Психоаналитическая антропология З.Фрейда. Коллективное бессознательное К.Юнга и др. Сознание, бессознательное и язык (Ж.. Лакан), деприватизация бессознательного (Ж.Делез и Ф.Гваттари).- Еропейская традиция Cogito.- Отказ от проблематики сознания; Дьюи, Хайдеггер, Витгенштейн