Курс находится на модерации. Данные могут быть неактуальны.
Тип обучения
Тип обучения
Курс
Зач. единицы
Зач. единицы
2
Сертификат
Сертификат
1 800 ₽ для получения

Стоимость курса

бесплатно
нет рассрочки
Предметом философии науки и техники является анализ теоретико-познавательных и методологических основ современного научного и технического познания. Онтологический статус современной науки определяется тем, что она выступает одновременно и как познание законов объективного мира (природного, социального и духовного), и как вид деятельности, и как особый социальный институт. Философский анализ научного знания имеет большую историю и философия науки в настоящее время сложилась как особый самостоятельный раздел в системе философского знания. В настоящее время существуют два основных подхода к анализу научного знания: логико-эпистемиологический и социокультурный. В программе в качестве специального раздела выделяются исходные философские установки в формировании образа современной науки. Программа нацелена на то, чтобы показать современное состояние науки в неразрывном единстве с ее историей. Особое внимание обращается на специфику философии техники и на ее взаимоотношения с философией науки. В программе выделены основные направления в развитии современной философии науки и техники. Основная цель программы состоит в том, чтобы после ее выполнения соискатель стал полноценным ученым, который может вести самостоятельную научно-исследовательскую и педагогическую работу в области философии науки и техники. Для бесплатного просмотра доступны только часть материалов курса. Полный доступ откроется только после оплаты сертификации. Стоимость сертификации составляет 3600 рублей.

Вас будут обучать

Доктор философских наук Должность: Профессор

Образовательная организация

Московский физико-технический институт (Физтех) является одним из ведущих вузов страны и входит в основные рейтинги лучших университетов мира.

Институт обладает не только богатой историей – основателями и профессорами института были Нобелевские лауреаты Пётр Капица, Лев Ландау и Николай Семенов – но и большой научно-исследовательской базой.

Основой образования в МФТИ является уникальная «система Физтеха», сформулированная Петром Капицей: кропотливый отбор одаренных и склонных к творческой работе абитуриентов; участие в обучении ведущих научных работников; индивидуальный подход к отдельным студентам с целью развития их творческих задатков; воспитание с первых шагов в атмосфере технических исследований и конструктивного творчества с использованием потенциала лучших лабораторий страны.

Среди выпускников МФТИ — нобелевские лауреаты Андрей Гейм и Константин Новоселов, основатель компании ABBYY Давид Ян, один из авторов архитектурных принципов построения вычислительных комплексов Борис Бабаян.

Новый элемент системы российского образования — открытые онлайн-курсы — cможет перезачесть любой университет. Мы делаем это реальной практикой, расширяя границы образования для каждого студента. Полный набор курсов от ведущих университетов. Мы ведём системную работу по созданию курсов для базовой части всех направлений подготовки, обеспечивая удобное и выгодное для любого университета встраивание курса в свои образовательные программы
«Открытое образование» – это образовательная платформа, предлагающая массовые онлайн-курсы ведущих российских вузов, которые объединили свои усилия, чтобы предоставить возможность каждому получить качественное высшее образование.

Любой пользователь может совершенно бесплатно и в любое время проходить курсы от ведущих университетов России, а студенты российских вузов смогут засчитать результаты обучения в своем университете.

Программа курса

ВВЕДЕНИЕ.- Философия как способ индивидуально обосновываемого обсуждения предельных вопросов. Основные темы: бытие, сознание, природа, общество, искусство и техника. Культуроцентричный подход к бытию: человечество, культура и история; исторические этапы развития человечества; понятие цивилизаций; исторические этапы развития Западной Европы и России.- Средневековая философия Проблема веры и разума в раннехристианской патристике (Тертулиан и платонический синтез Бл.Августина). Аристотелеизм и схоластика. Проблема веры и разума в средневековой схоластике (аверроизм и аристотелевский синтез Фомы Аквинского). Линии Аристотеля и Платона в средние века:а) спор номиналистов и реалистов б)схоластика и мистицизм. Ник.Кузанский и понятие бесконечности.- Гуманизм, Возрождение, Реформация. Их взаимоотношение. Основные идеи и направления.I. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО. Этические и этико-политические проблемы- Вопрос о смысле жизни как предельный вопрос этики.- Процесс этической индивидуализации в древнем мире. Осознание противоречия между гедонистическим смыслом жизни, конечностью жизни и справедливостью-добродетелью. Типы разрешения этого противоречия: а) загробное воздаяние б) решение Платона и Будды в) решение римского стоицизма и конфуцианства (http://philosophy.mipt.ru/publications/works/lipkin/civilization/crisis_renascence); решения эпохи Просвещения: разумный эгоизм; утилитаризм; этика долга Канта (добрая воля, долг, счастье, категорический императив (""Критика практического разума""). Этические концепции Востока- Новый тип этических проблем (Макиавелли (""Государь""), Достоевский (""Великий инквизитор"") , Сартр (""Дьявол и Господь Бог""))- Этико-политические системы просвещения и современности- ""Естественное состояние"" и ""общественный договор"" (Гоббс , Локк , Руссо [Б.Рассел:http://www.philosophy.ru/library/russell/01/00.html ]). Либерализм и социализм: сравнение западных индивидуалистически-демократических политико-экономических систем и коллективистски-авторитарных систем ""реального социализма"" (Поппер и Хайек [см. Поппер К. ""Открытое общество и его враги"" и Хайек Ф.А. ""Пагубная самонадеятельность: ошибки социализма""]), неолиберализм - теория рационального выбора Дж. Ролса, социал-демократизм, неоклассицизм (http://50.economicus.ru/index.php?ch=5&le=43&r=4&z=0); утопизм (утопия – вымышленное рационально устроенное общество всеобщего благоденствия (http://www.mnemosyne.ru/library/rawls.html), идет от ""Утопии"" Томаса Мора (http://lib.ru/INOOLD/MOR/utopia.txt)), анархизм и новые левые (см. ст.М.А.Хевеши ""АНТИКАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ БУНТ ""НОВЫХ ЛЕВЫХ"")(http://philosophy.ru/iphras/library/absol.html#195), национализм ХХ века, мультикультурализм и религиозный фундаментализм (http://philosophy.mipt.ru/publications/works/lipkin/civilization/LipkinPubl1206.html); глобализм и антиглобализм.Вопросы для семинара по теме I.- Три формы отношений индивида и общества (коллективизм, эгоцентризм, личность) на материале античности?- Отличие мировой и «государственной» религий?- Этико-политические концепции Гоббса, Локка, Руссо (по Расселу)?- Утилитаризм?- Этика долга Канта?- Либерализм и неолиберализм, ""теория справедливости"", понятия отрицательной и положительной свободы?- Социализм: ""за"" (западный марксизм 20 в. и новые левые) и ""против"" (Поппер, Хайек)? - Мультикультурализм?Литература: Современный либерализм: Ролз,... М., 1998 (http://www.mnemosyne.ru/library/index.html)II. ПРИРОДА И ЕЕ ПОЗНАНИЕ- Фр.Бэкон – отец английского эмпиризма. Рождение науки Нового времени (Коперник и Галилей). Специфика эксперимента. Отличие естественной науки от натурфилософии (http://philosophy.mipt.ru/publications/works/lipkin/philsci/LipkinPubl02.html или ""Философия науки"" (ред. А.И.Липкин), гл. 7)- Декарт и основные элементы системы новоевропейского рационализма. Проблема субстанции у Спинозы и Лейбница [Б.Рассел: http://www.philosophy.ru/library/russell/01/00.html ]- Эмпиризм Дж.Локка. Его противостояние Декарту- Материалистическая и идеалистическая линии эмпиризма. Французское Просвещение и механицистски-материалистическое решение проблемы соотношения теории и реальности у Дидро и Ламетри. Механицистский детерминизм Лапласа. Идеалистическое решение тех же проблем у Беркли и Юма.- И.Кант и его вариант решения споров между рационализмом и эмпиризмом и между материализмом и идеализмом на основе понятий: ""вещь в себе"" и ""явление""; ""априорные"" формы, ""синтетическое"" и ""аналитическое"" суждения.- Эстетика Канта- Попытки преодоления кантовской ""вещи в себе"" в немецкой классической философии и немецкая натурфилософия (Гете, Фихте, Шеллинг)- Философская система Гегеля: логика и диалектический метод, философия природы, философия духа- Неокантианство- Неогегельянство. Антропология Фейербаха. Марксизм- 1-й позитивизм Конта, Милля и Спенсера. Отрицание метафизики и эволюционизм. Гносеологический кризис в физике и 2-й позитивизм . От эволюционизма к психологизму: махизм и конвенционализм Пуанкаре. Американский прагматизм (Пирс, Джеймс, Дьюи)- Aналитическая философия Витгенштейна и Рассела и неопозитивизм ""Венского кружка"". От психологизма к логицизму. Проблема соотношения теоретического и эмпирического ""уровней знания"". Критерий верифицируемости, ""язык наблюдения"" и его эволюция. Аналитическая философия- Логическая критика позитивизма К.Поппером и проблемы ""теоретической нагруженности"" эмпирических утверждений и неотделимости эксперимента от интерпретации. Проблема ""демаркации"" Поппера между естественной наукой, натурфилософией, гуманитарной наукой и ""ненауками"". Проблема истины и ""третий мир"". Эволюционная эпистемология - Историцистская критика позитивизма: модели развития науки Куна, Лакатоса и эволюционной эпистемологии. ""Философия и зеркало природы"" Р.РортиIII. ОСНОВАНИЯ БЫТИЯ- Антропология экзистенциализма (от сущности к существованию). Проблема ""свободы воли"" у С.Кьеркегора. Потерянное поколение и немецкий экзистенциализм (Ясперс, Хайдеггер), Массовая культура ХХ в. (Ортега-и-Гассет).- II Мировая война, французское ""Сопротивление"" и коллаборационизм, проблемы свободы воли, теодицеи и атеизма во французском экзистенциализме (Камю, Сартр). Персонализм.- Философская Антропология XIX-XX вв. (Э.Кассирер, И.Хейзинга, Г.Маркузе, Х.Ортега-и-Гассет, Шелер и др.)- Философия жизни. От бытия к воле и жизни: (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон)- Неомарксизм в XX вв. Франкфуртская школа (М.Хоркхмайер, Т.Адорно, Г.Маркузе, Ю.Хабермас)IV. ГУМАНИТАРНОЕ ПОЗНАНИЕ- Феноменология Э.Гуссерля- Герменевтика как метод познания культурно-исторических явлений у В.Дильтея. Критика герменевтического психологизма М. Шелером. Герменевтические идеи М. Хайдеггера. Учение о языке как ""доме бытия"". Философская герменевтика Х.Г.ГадамераV. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА.- Философия сознания.- Психо-физическая проблема в ХХ в. и кризис разума Нового времени. Иррационализм и мистика в ХХ в. Связь внутреннего и внешнего мира: механическое и магическое, рациональное и иррациональное. Сознание и бессознательное. Психоаналитическая антропология З.Фрейда. Коллективное бессознательное К.Юнга и др. Сознание, бессознательное и язык (Ж.. Лакан), деприватизация бессознательного (Ж.Делез и Ф.Гваттари).- Еропейская традиция Cogito.- Отказ от проблематики сознания; Дьюи, Хайдеггер, Витгенштейн

Рейтинг курса

3.3
рейтинг
0
0
0
0
0

Может быть интересно

обновлено 26.11.2023 01:07
Философские концепции науки и техники

Философские концепции науки и техники

Оставить отзыв
Поделиться курсом с друзьями