Русская культура - уникальный феномен мировой цивилизации. Веками русские писатели, художники, скульпторы создавали произведения, которые нередко не находят аналогов в искусстве Европы или Азии.
В рельефах Дмитриевского собора во Владимире мы можем увидеть представления средневекового человека об идеальном мире. «Последний день Помпеи» Брюллова обозначил изменения в классицистической живописи. Произведения Сурикова на исторические темы («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» и др.) - настоящие философские размышления, выраженные с помощью изобразительного искусства. Для романа «Война и мир» Толстого пришлось придумывать специальный термин -«роман-эпопея». И без этого произведения нельзя представить и появления других больших романов, «Будденброки» Томаса Манна или «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл.
В то же время любой памятник культуры, будь то литературное произведение или произведение изобразительного искусства, несет в себе черты эпохи. Его появление обусловлено как конкретно-исторической ситуацией, так и биографией автора, который также являет собой человека определенного времени, социального круга и т.д.
Предлагаемый курс выстроен по историко-хронологическому принципу и охватывает время от принятия Христианства до начала XX в. В условиях революционных потрясений, Первой Мировой и Гражданской войн возникла культура нового типа и её освещение -самостоятельная гносеологическая задача. Таким образом, наш курс охватывает период допетровской культуры и культуры периода империи.
Слушатели получат представления об эпохах, выдвинувших Андрея Рублева и Дионисия, Ивана Никитина и Бартоломео Растрелли, Александра Пушкина и Василия Тропинина… Автор также постарается показать взаимовлияние русской и мировой культуры. При этом важно помнить, что в истории культурного обмена между Россией и остальным миром действовали два потока: деятели мировой культуры ехали в Россию и россияне ехали в Европу, Америку. Впрочем, многие из иностранцев (приглашенные монархами или приехавшие самостоятельно) именно в нашей стране смогли реализовать свой творческий потенциал. Примечательно, что великий математик Леонард Эйлер на вопрос прусского короля Фридриха Великого об истоках своих знаний, ответил: «Я всем обязан своему пребыванию в Петербургской Академии».
Автор старался показать разные составляющие культуры (литература, архитектура, изобразительное искусство) на широком историческом фоне и в тесной взаимосвязи друг с другом.
Курс разбит на несколько модулей, в рамках которых слушателям предлагаются как текстовые, так и видео-лекции, power-point-презентации, ссылки на дополнительные ресурсы и задания к каждой теме. Цель учебного курса – ознакомление учащихся с достижениями русской духовной жизни X -начала XX вв. и формирование целостного представления о ней. Задачи дисциплины: Изучение искусства и культуры как системы культурных феноменов; Рассмотрение направлений искусства, стилей, творчества отдельных деятелей и их конкретных произведений, как проявления общих тенденций русской истории; Знакомство с творчеством отдельных русских художников, архитекторов, писателей и т.д.; Анализ конкретных памятников литературы, архитектуры, изобразительного искусства и т.д.