Сложность
Сложность
Начинающий
Тип обучения
Тип обучения
Курс
Формат обучения
Формат обучения
Записанные лекции
Зач. единицы
Зач. единицы
4
Сертификат
Сертификат
1 800 ₽ для получения

Стоимость курса

3 ₽
нет рассрочки

Русская культура - уникальный феномен мировой цивилизации. Веками русские писатели, художники, скульпторы создавали произведения, которые нередко не находят аналогов в искусстве Европы или Азии.

В рельефах Дмитриевского собора во Владимире мы можем увидеть представления средневекового человека об идеальном мире. «Последний день Помпеи» Брюллова обозначил изменения в классицистической живописи. Произведения Сурикова на исторические темы («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» и др.) - настоящие философские размышления, выраженные с помощью изобразительного искусства. Для романа «Война и мир» Толстого пришлось придумывать специальный термин -«роман-эпопея». И без этого произведения нельзя представить и появления других больших романов, «Будденброки» Томаса Манна или «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл.

В то же время любой памятник культуры, будь то литературное произведение или произведение изобразительного искусства, несет в себе черты эпохи. Его появление обусловлено как конкретно-исторической ситуацией, так и биографией автора, который также являет собой человека определенного времени, социального круга и т.д.

Предлагаемый курс выстроен по историко-хронологическому принципу и охватывает время от принятия Христианства до начала XX в. В условиях революционных потрясений, Первой Мировой и Гражданской войн возникла культура нового типа и её освещение -самостоятельная гносеологическая задача. Таким образом, наш курс охватывает период допетровской культуры и культуры периода империи.

Слушатели получат представления об эпохах, выдвинувших Андрея Рублева и Дионисия, Ивана Никитина и Бартоломео Растрелли, Александра Пушкина и Василия Тропинина… Автор также постарается показать взаимовлияние русской и мировой культуры. При этом важно помнить, что в истории культурного обмена между Россией и остальным миром действовали два потока: деятели мировой культуры ехали в Россию и россияне ехали в Европу, Америку. Впрочем, многие из иностранцев (приглашенные монархами или приехавшие самостоятельно) именно в нашей стране смогли реализовать свой творческий потенциал. Примечательно, что великий математик Леонард Эйлер на вопрос прусского короля Фридриха Великого об истоках своих знаний, ответил: «Я всем обязан своему пребыванию в Петербургской Академии».

Автор старался показать разные составляющие культуры (литература, архитектура, изобразительное искусство) на широком историческом фоне и в тесной взаимосвязи друг с другом.

Курс разбит на несколько модулей, в рамках которых слушателям предлагаются как текстовые, так и видео-лекции, power-point-презентации, ссылки на дополнительные ресурсы и задания к каждой теме. Цель учебного курса – ознакомление учащихся с достижениями русской духовной жизни X -начала XX вв. и формирование целостного представления о ней. Задачи дисциплины:  Изучение искусства и культуры как системы культурных феноменов;  Рассмотрение направлений искусства, стилей, творчества отдельных деятелей и их конкретных произведений, как проявления общих тенденций русской истории; Знакомство с творчеством отдельных русских художников, архитекторов, писателей и т.д.; Анализ конкретных памятников литературы, архитектуры, изобразительного искусства и т.д.  

Что вы получите после обучения

Приобретаемые навыки
1
Русская культура

Вас будут обучать

Кандидат исторических наук

Должность: старший научный сотрудник исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

Образовательная организация

В настоящее время Московский университет является одним из ведущих центров отечественного просвещения, науки и культуры. Повышение уровня кадров высшей квалификации, поиск научной истины, ориентация на гуманистические идеалы добра, справедливости, свободы — в этом видится сегодня следование лучшим университетским традициям. МГУ является крупнейшим классическим университетом Российской Федерации, особо ценным объектом культурного наследия народов России. Он осуществляет подготовку студентов на 39 факультетах по 128 направлениям и специальностям, аспирантов и докторантов на 28 факультетах по 18 отраслям наук и 168 научным специальностям, которые охватывают практически весь спектр современного университетского образования. В настоящее время в МГУ обучается более 40 тысяч студентов, аспирантов, докторантов, а также специалистов в системе повышения квалификации. Кроме того, около 10 тысяч школьников занимаются при МГУ. Научная работа и преподавание ведутся в музеях, на учебно-научных базах практики, в экспедициях, на научно-исследовательских судах, в центрах повышения квалификации.

Новый элемент системы российского образования — открытые онлайн-курсы — cможет перезачесть любой университет. Мы делаем это реальной практикой, расширяя границы образования для каждого студента. Полный набор курсов от ведущих университетов. Мы ведём системную работу по созданию курсов для базовой части всех направлений подготовки, обеспечивая удобное и выгодное для любого университета встраивание курса в свои образовательные программы
«Открытое образование» – это образовательная платформа, предлагающая массовые онлайн-курсы ведущих российских вузов, которые объединили свои усилия, чтобы предоставить возможность каждому получить качественное высшее образование.

Любой пользователь может совершенно бесплатно и в любое время проходить курсы от ведущих университетов России, а студенты российских вузов смогут засчитать результаты обучения в своем университете.

Программа курса

Тема 1. Особенности развития русской культуры X – начала XX вв.
Христианство. Влияние Византии. Общее и особенное русской и европейской культуры.

Тема 2. Культура Киевской Руси (X –начало XII вв.)
Феномен древнерусской культуры. Влияние Христианства. 
Литература: Кирилл и Мефодий. Переводная религиозная и светская литература. Публицистика («Слово о законе и благодати»,). Летописи («Повесть временных лет»). Берестяные грамоты. Былины и сказки.
Архитектура Киевской Руси: Соборы Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке. Живопись (фрески, мозаики, иконопись). 

Тема 3. Русская культура периода XII – XIII вв. Начало феодальной раздробленности.
Влияние феодальной раздробленности на культуру Руси. Подъем культуры в русских землях в XII-XIII вв. Идея единства русской земли в произведениях культуры.  
Литература («Слово о полку Игореве»).
Архитектура периода феодальной раздробленности, складывание местных архитектурных школ: Владимиро-Суздальская архитектура (Успенский, Дмитровский собор, храм Покрова на Нерли), Новгородская архитектура (храм Спаса на Нередицеи др.).

Тема 4. Культура Руси XIII-XVI вв.
Татаро-монгольское нашествие и его последствия для русской культуры. Объединение русских земель вокруг Москвы. Идеология. «Москва –Третий Рим».
Литература. Хронографы. Исторические повести. «Хождение» Афанасия Никитина. Публицистика и эпистолярный жанр («Сказание о князьях Владимирских», Филофей, И. Пересветов, Иван Грозный, А. Курбский и др.). Четьи-Минеи митрополита Макария. «Домострой». Иван Федоров и начало книгопечатания.
Архитектура. Строительство Московского Кремля. Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы. Строительство шатровых храмов. Церковь Воскресения в Коломенском. Собор Василия Блаженного. 
Живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий. Картина «Благословенно воинство небесного царя». Книжная миниатюра.

Тема 5. Русская культура XVII в.
Становление светской культуры. Влияние Западной Европы на культуру России. Распространение грамотности и просвещения. Славяно-греко-латинская академия. Московский печатный двор. 
Литература. Появление вымышленного героя. Биографические повести. «Житие» протопопа Аввакума. Сатирические и бытовые повести. Стихотворный жанр. Симеон Полоцкий. 
Архитектура. Храмы Москвы и Ярославля. Барокко. Церкви Покрова в Филях и Знамения в Дубровицах.
Живопись. Парсуна. Симон Ушаков.

Тема 6. Русская культура XVIII в.
Условия развития культуры. Реформы Петра I. Европеизация и секуляризация культуры. Академия наук и Академия художеств.
Литература. Классицизм (В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин), сентиментализм (Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев). Журналистика. Н.И.Новиков. 
Архитектура. Барокко (Д. Трезини, В.В. Растрелли и др.). Классицизм (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков и др.).
Живопись. «Век портрета». Классицизм (И.Н. Никитин, А.П. Лосенко, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский и др.). Историческая тема в живописи. Начало сентиментализма (В.Л. Боровиковский и др.).
Скульптура. Барокко (К.Б. Растрелли и др.). Классицизм. (Ф.И. Шубин, П.И. Козловский и др.).
Наука и образование. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Создание системы общеобразовательной школы. Начало женского образования.
Театр. Ф.Г. Волков. Театр Шереметева.

Тема 7. Русская культура первой половины XIX в.
Общие условия развития русской культуры в начале XIX в.
Литература (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). И.А. Крылов, В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь. 
Архитектура. Ампир (А.Н. Воронихин. К.И. Росси. О.И. Бове. Д.И. Жилярди). Неовизантийский стиль (К.А. Тон и др.).
Театр и музыка. Русские романсы. А.А. Алябьев. А.Е. Варламов. А.Л. Гурилёв. Опера. А.Н. Верстовский. М.И. Глинка. 
Изобразительное искусство. К.П. Брюллов. А.А. Иванов. А.Г. Венецианов. П.А. Федотов и др. Скульптура. И.П. Мартос. Клодт фон Юргенсбурги др. 
Наука и образование. Университетский устав 1804 г. Царскосельский лицей. Н.И. Лобачевский. Н.М. Карамзин. Географические исследования и открытия. 

Тема 8. Русская культура второй половины XIX в.
Литература. Реализм (И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов).
Архитектура. Условия развития архитектуры. Эклектика (А.И. Резанов), псевдорусский стиль (В.О. Шервуд, А.Н. Померанцев).
Живопись. Передвижники. Н.Н. Ге, В.Г. Перов, И.Н. Крамской и др.. Влияние импрессионизма (И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Э. Борисов-Мусатов, В.Д. Поленов, И.Е. Репин и др.). Морская тематика (И.К. Айвазовский). Историческая и батальная живопись (К.И. Айвазовский, В.И. Суриков, В.В. Верещагин и др.).
Салонный академизм.
Скульптура. А.М. Опекушин, М.М. Антокольский, П.П. Трубецкой и др.
Наука и образование. Медицина (Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов), химия (А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев), математика (С.В. Ковалевская), география (П.П. Семенов-Тян-Шаньский), Н.М. Пржвальский, Н.Н. Миклухо-Маклай), история (С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский).
Драматический театр (школа Малого театра). Балет (М.И. Петипа).

Тема 9. Русская культура начала XX в.
Литература «Серебряного века». Реализм (И.А. Бунин, М. Горький), романтизм (М. Горький), символизм (И.Ф. Анненский, А.А. Блок) и др. течения.
Архитектура. Модерн (Ф.О. Шехтель), неоклассицизм (Р.И. Клейн), псевдорусский стиль (А.В. Щусев).
Живопись. Модерн: романтико-европейское (М.А. Врубель, Л.С. Бакст, К.А. Сомов, А.Н. Бенуа и др.) и патриотическое (И.Я. Билибин, С.С. Соломко и др.) направления. Объединения «Мир искусства», «Золотое руно», «Бубновый валет», «Ослиный хвост».
Театр. Создание МХТ (К.С. Станиславский).
Наука. Русская религиозная философия (В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков).

Рейтинг курса

3.8
рейтинг
0
0
0
0
0

Может быть интересно

обновлено 17.11.2024 02:27
Русская культура X – начала XX вв

Русская культура X – начала XX вв

Оставить отзыв
Поделиться курсом с друзьями