Курс находится на модерации. Данные могут быть неактуальны.
Тип обучения
Тип обучения
Курс
Зач. единицы
Зач. единицы
3
Сертификат
Сертификат
1 800 ₽ для получения

Стоимость курса

бесплатно
нет рассрочки
В 2015 году «Черному квадрату» К. Малевича исполнилось 100 лет, а мы по-прежнему называем его «современным искусством». Почему мы все еще остаемся современниками «Черного квадрата»? Что именно делает искусство современным?  Чем отличается современное искусство от актуального? Насколько актуальное искусство сегодня актуально, и насколько оно вообще искусство?  Как провозглашенная Ницше «смерть Бога» связана со становлением неклассической культуры? Как преломляется в культуре тема «закрытия метафизики»? Какие концептуальные сдвиги и концептуальные персонажи привели к рождению искусства модерна и постмодерна?  Какие философские идеи лежат в основании классического, неклассического и постнеклассического искусства?  Как научиться «читать» современное искусство? Поискам ответов на эти и многие другие вопросы и будет посвящен предлагаемый спецкурс.  

Вас будут обучать

Кандидат философских наук, доцент Должность: Доцент кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

Образовательная организация

В настоящее время Московский университет является одним из ведущих центров отечественного просвещения, науки и культуры. Повышение уровня кадров высшей квалификации, поиск научной истины, ориентация на гуманистические идеалы добра, справедливости, свободы — в этом видится сегодня следование лучшим университетским традициям. МГУ является крупнейшим классическим университетом Российской Федерации, особо ценным объектом культурного наследия народов России. Он осуществляет подготовку студентов на 39 факультетах по 128 направлениям и специальностям, аспирантов и докторантов на 28 факультетах по 18 отраслям наук и 168 научным специальностям, которые охватывают практически весь спектр современного университетского образования. В настоящее время в МГУ обучается более 40 тысяч студентов, аспирантов, докторантов, а также специалистов в системе повышения квалификации. Кроме того, около 10 тысяч школьников занимаются при МГУ. Научная работа и преподавание ведутся в музеях, на учебно-научных базах практики, в экспедициях, на научно-исследовательских судах, в центрах повышения квалификации.

Новый элемент системы российского образования — открытые онлайн-курсы — cможет перезачесть любой университет. Мы делаем это реальной практикой, расширяя границы образования для каждого студента. Полный набор курсов от ведущих университетов. Мы ведём системную работу по созданию курсов для базовой части всех направлений подготовки, обеспечивая удобное и выгодное для любого университета встраивание курса в свои образовательные программы
«Открытое образование» – это образовательная платформа, предлагающая массовые онлайн-курсы ведущих российских вузов, которые объединили свои усилия, чтобы предоставить возможность каждому получить качественное высшее образование.

Любой пользователь может совершенно бесплатно и в любое время проходить курсы от ведущих университетов России, а студенты российских вузов смогут засчитать результаты обучения в своем университете.

Программа курса

Тема 1.   Введение: как искусство стало современнымСлучай с картиной Репина: спор старого и нового искусства. Современное искусство – все еще искусство? Картография концептуального поля: авангард, модерн/модернизм, постмодерн /постмодернизм, ситуация постмодерна, метамодернизм. Где мы сейчас? Что делает вещь искусством? Понятие мимесиса в античной философии и принципы классического искусства. Всегда ли искусство было подражательным?  Кризис репрезентации и рождение абстрактного искусства. Эссенциалистские и неэссенциалистские теории искусства. От реди-мейда (М.Дюшан) к институциональной теории (Дж. Дикки и А. Данто).  Понятия “арт-мира” и «конца искусства» А.Данто.

Задание для самостоятельной работы: изучение рекомендованной литературы.Тестирование 

Тема 2.  Искусство после «смерти бога»Пресловутый 1913 год. Идейные предтечи неклассики. Что такое концепт? Что означают слова Ницше: «Бог мертв»?  Интерпретация ницшеанского концепта М. Хайдеггером.  Кто еще умирает в культуре ХХ веке? Смерть Большого Стиля /В. Вейдле. От смерти бога к смерти автора /М. Фуко, Р. Барт/. Смерть Читателя. Концепт «открытого произведения» У. Эко.  

Задание для самостоятельной работы: изучение рекомендуемой литературы. Тестирование

Тема 3.  Русский авангард как новая онтология (2 лекции)Модернизм и авангард в искусстве. Русский символизм и русская религиозная философия. Лучизм как первое движение к абстракции. Что же все-таки означает «Черный квадрат» Малевича? Супрематизм как выход за “нуль” форм. Задание для самостоятельной работы: изучение рекомендуемой литературыТестирование

Тема 4. Траектории абстрактного искусстваВлияние антропософии Р. Штайнера на искусство авангарда. Теория беспредметного искусства Василия Кандинского. Аналитический метод П. Филонова как предчувствие Делеза. Задание для самостоятельной работы: изучение рекомендуемой литературыТестирование

Тема 5.   Западный авангард: страсть к реальному. Основные подходы к изучению современного искусстваПути европейской абстракции.  От кубизма к неопластицизму: геометрическая абстракция в прочтении П. Мондриана.  Программа «Де Стейл».  «Решетки» Р. Краусс. Психоанализ и его влияние на искусство (дадаизм, сюрреализм). Искусство как сновидение.  Основные подходы к изучению искусства в современных теориях искусства.

Задание для самостоятельной работы: изучение рекомендуемой литературы.Тестирование.

Тема 6. Второй авангард. От абстрактного экспрессионизма к минимализму и поп-артуNon-objective art и его американские наследники. Абстрактный экспрессионизм и минимализм как реакция на психоанализ и европейский авангард. Джексон Поллок: факторы, повлиявшие на становление «лучшего художника своего времени». Концепция авангарда К. Гринберга. От «смерти бога» к «смерти субъекта» (М. Фуко). Концепт «смерти автора» (Р. Барт) и соответствующие им художественные практики. Э. Уорхолл: искусство продавать. Рождение минимализма.

Задание для самостоятельной работы: изучение рекомендуемой литературы. Тестирование

Тема 7.  Искусство в эпоху технической воспроизводимости. Концепты В. Беньямина и самые громкие споры о новом искусстве.  Как изменяется режим восприятия произведения искусства в эпоху его технической воспроизводимости?  Спор Беньямина и Адорно об ауратичном и освобождающем искусстве. Распад ауры. Аура и в самом деле распалась? Эстетизация политики и политизация искусства. «Век поэтов». «Фуга смерти» П. Целана. Г.Маркузе об аффирмативном характере культуры. М.Хайдеггер и М.Шапиро: спор о природе искусства. Башмаки Ван Гога как мем. Так что такое авангард в искусстве? Теории авангарда в поисках общего знаменателя (К. Гринберг, Г. Розенберг, Р. Краусс)

Задание для самостоятельной работы: изучение рекомендуемой литературы. Тестирование

Тема 8.  Концептуализм: искусство как идея«Искусство после философии» Дж. Кошут. Американский лингвистический и русский романтический концептуализм. Влияние философии языка Л. Витгенштейна на возникновение американского концептуализма. Искусство после философии (Дж.Кошут, Сол Левит). Московский романтический концептуализм и неофициальное искусство 60-х-70-х XX века.  Концепты и концептуальные персонажи московского концептуализма. Концептуализм и соц-арт. Как концепт становится художественным жестом: типология. Существует ли неконцептуальное современное искусство?

Задание для самостоятельной работы: изучение рекомендуемой литературы. Творческое задание

Тема 9.  От институциональной теории искусства к критике институции. Конец искусства? Почему искусство выходит из музея?  Концепт «белого куба» Б. О’Догерти. От реди-мейда (М.Дюшан) к институциональной теории (Дж. Дикки и А. Данто).  Понятия “арт-мира” и «конца искусства» А.Данто.  Критика принципа “избирательности” музея.   Что такое медиум в искусстве? Теория конца медиум–специфичности искусства модерна. «Приговор орла» М. Бротарса как начало постмодернисткой институциональной критики.   Критика теории постмедиального состояния современного искусства (Р. Краусс). Концепция “общества спектакля” Ги Дебора.  Музей как проводник рекуперации искусства.  Первые ласточки неинституционального искусства. Land-art. Site-specific art. Street-art. Net-art. Концепт «не-место» в американском и континентальном искусстве

Задание для самостоятельной работы: изучение рекомендуемой литературы.Творческое задание

Тема 10. От эстетики объекта к эстетике отношений. Перформанс между эстетическим и этическим «Эстетика отношений» Н. Буррио. Перформативный поворот в современной культуре. Художники - пионеры перформанса (Вали Экспорт, Марина Абрамович, “Коллективные действия” Андрея Монастырского). Перформанс повсюду.  Понятие перформативного поворота. Политический vs художественный акционизм. Структура перформанса. Рекуперация перформанса (Case арт-группы «Pussy-Riot») и институализация политического искусства.  Постопераистские теории о кризисе перформанса в ситуации постфордистского капитализмаЗадание для самостоятельной работы: изучение рекомендуемой литературы. Тестирование.

Тема 10. Когда молчащие голоса обретают голос: проблемы постколониального мира в призме современного искусстваПонятие дискурса М. Фуко. Привилегированные дискурсы и маргинальность как социальная конструкция. Критика фаллологоцентризма и феминность в современном искусстве. Постколониальные исследования как попытка выйти за рамки европоцентризма. Проблемы постколониального мира через призму кураторских практик. Пересматривая “Магов земли” (1989). Трансисторический подход к кураторству Ж.-Ю.Мартена: мультикультурализм в современном искусстве.

Задание для самостоятельной работы: изучение рекомендуемой литературы. Подготовка итогового эссе.

Рейтинг курса

3.3
рейтинг
0
0
0
0
0

Может быть интересно

обновлено 21.04.2024 01:04
Жизнь искусства после «смерти бога»

Жизнь искусства после «смерти бога»

Оставить отзыв
Поделиться курсом с друзьями