Курс находится на модерации. Данные могут быть неактуальны.
Тип обучения
Тип обучения
Курс
Зач. единицы
Зач. единицы
3
Сертификат
Сертификат
1 800 ₽ для получения

Стоимость курса

бесплатно
нет рассрочки
Целью изучения дисциплины «Московский университет в эпоху реформ и революций: 1848–1921» является формирование у слушателей системного представления о классическом (исследовательском) университете и его генезисе в России на примере изучения истории Императорского Московского университета в 1848–1921 гг. Важной чертой развития Московского университета в 1848–1921 гг. было его синхронное становление с университетом Берлинским, считавшегося образцовым примером «классического университета». Нормы и ценности «гумбольдотовской модели» университета (свобода преподавания и свобода обучения) были усвоены в России благодаря нескольким поколением русских ученых, формировавшимся как исследователи в Европе. Однако новый научный императив и особые представления о миссии университета, характерные для профессорской корпорации Московского университета, пришли в столкновение с ведомственным отношением к университетскому образованию со стороны Министерства народного просвещения и своеобразным отношением к науке и просвещению, свойственным студенчеству. В результате разнохарактерного влияния основных агентов университетской жизни на трансфер и адаптацию университетской идеи в Россию, процесс утверждения ценностей классического университета происходил в России болезненно. Как следствие, в начале ХХ века Московский университет оказался в ситуации кризиса, что в условиях революции 1917 года привело к исчезновению того интеллектуального пространства, которые стремились создать несколько поколений русских ученых.  Впрочем, несмотря на это роль людей университетской культуры в создании образов и смыслов науки и научного знания для модернизации России столь значительна, что заставляет обратиться к изучению их идей и концепций о значении университетского образования в России.

Вас будут обучать

Кандидат исторических наук Должность: Доцент кафедры истории России XIX века - начала XX века исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

Образовательная организация

В настоящее время Московский университет является одним из ведущих центров отечественного просвещения, науки и культуры. Повышение уровня кадров высшей квалификации, поиск научной истины, ориентация на гуманистические идеалы добра, справедливости, свободы — в этом видится сегодня следование лучшим университетским традициям. МГУ является крупнейшим классическим университетом Российской Федерации, особо ценным объектом культурного наследия народов России. Он осуществляет подготовку студентов на 39 факультетах по 128 направлениям и специальностям, аспирантов и докторантов на 28 факультетах по 18 отраслям наук и 168 научным специальностям, которые охватывают практически весь спектр современного университетского образования. В настоящее время в МГУ обучается более 40 тысяч студентов, аспирантов, докторантов, а также специалистов в системе повышения квалификации. Кроме того, около 10 тысяч школьников занимаются при МГУ. Научная работа и преподавание ведутся в музеях, на учебно-научных базах практики, в экспедициях, на научно-исследовательских судах, в центрах повышения квалификации.

Новый элемент системы российского образования — открытые онлайн-курсы — cможет перезачесть любой университет. Мы делаем это реальной практикой, расширяя границы образования для каждого студента. Полный набор курсов от ведущих университетов. Мы ведём системную работу по созданию курсов для базовой части всех направлений подготовки, обеспечивая удобное и выгодное для любого университета встраивание курса в свои образовательные программы
«Открытое образование» – это образовательная платформа, предлагающая массовые онлайн-курсы ведущих российских вузов, которые объединили свои усилия, чтобы предоставить возможность каждому получить качественное высшее образование.

Любой пользователь может совершенно бесплатно и в любое время проходить курсы от ведущих университетов России, а студенты российских вузов смогут засчитать результаты обучения в своем университете.

Программа курса

1.Введение. На пути к классическому университету в РоссииЧто такое «университет», каковы его характерные черты в Европе Средних веков и Нового времени?  Периодизация истории университетов в Европе. Крупнейшие университетские центры, повлиявшие на складывание университетского образования в России. «Университеты» в России до возникновения Московского университета. Основание Берлинского университета: идея университета в Пруссии в эпоху наполеоновских войн. С.С. Уваров и его связи с миром немецких ученых. «Быть русским по духу и европейцем по образованию»: образовательные реформ С.С.   Уварова и Московский университет эпохи С.Г.  Строганова   (1835–1848). Синхронность развития исследовательского университета в Европе и России. Там, где университет – там Европа. Влияние европейских революций 1848 на Московский университет и систему образования в России.

2. «Служить и отрекаться ради науки». Научный императив Т.Н. Грановского и формирование ценностей классического университета в России.Т.Н. Грановский как личность: основные этапы формирования мировоззрения ученого. Санкт-Петербургский университет во времена студенчества Т.Н. Грановского. Грановский и кружок Н.В. Станкевича. Немецкая классическая философия как предмет изучения русских интеллектуалов. Берлин как центр ученого мира: пространство и инфраструктура науки. Берлинский салон Е.П. Фроловой: формирование представлений о профессорском служении у Грановского. «Старая» и «молодая» профессура Московского университета 1840-х гг.: сходства и различия. «Немецкий студент, начитавшийся французских газет»: Грановский в восприятии «старой профессуры». Наше все: Грановский в восприятии студентов и «молодой профессуры». Университетские лекции Грановского как культурное явление. Публичные лекции Грановского в Московском университете. «Четыре характеристики»: публичный курс Грановского 1851 года. 

3.Традиции Т.Н. Грановского и эпоха Великих реформ.Наука как преобразующая сила в лекционных курсах Грановского. Общественный оптимизм и вера в прогресс у Грановского. Деятели Великих реформ («люди 1840-х гг.») как ученики Грановского. Крыловская история: формирование этического кодекса профессора Московского университета. Эпоха «мрачного семилетия» (1848–1855) в Московском университете: духовный кризис Грановского. Грановский и празднование 100-летнего юбилея Московского университета. Похороны Грановского и традиции коммемораций в Московском университете. Грановский и студенческое движение эпохи Великих реформ. «Повсюдная наука»: студенты в роли учителей. «Историческая записка» профессоров Московского университета 1861 года: Б.Н. Чичерин о роли Грановского в формировании традиций взаимоотношений профессоров и студентов Московского университета. Грановский как профессор и ученый в дискуссиях о его наследии. Образ Грановского у Ф.М. Достоевского: вопрос об ответственности идеалистов 1840-х гг. за формирование духа нигилизма. Традиции Грановского и кафедра всеобщей истории Московского университета.

4. Университетский устав 1863 года: миссия университета в восприятии профессуры Московского университетаОсновные этапы подготовки университетского устава 1863 года. Студенческое движение и университетский вопрос в России на рубеже 1850–1860-х гг. М.А. Корф и Н.И. Костомаров: идея открытого университета в России. Б.Н. Чичерин как идеолог классического университета в начале 1860-х гг. Университетский устав 1863 года в контексте образовательной политики министра А.В. Головнина. «Чичеринская история» (1866–1868 гг.): новая расстановка сил внутри профессорской корпорации Московского университета. Университетская  газета «Московские ведомости» и журнал «Русский вестник» как центры консервативной мысли в пореформенной России. Образ профессора и студента     в консервативной публицистике. «Против течения»: М.Н. Катков, П.М. Леонтьев, Н.А. Любимов как критики устава 1863 года. С.М. Соловьев как лидер либеральной профессуры Московского университета. Дискуссия в прессе о роли немецкой модели университета для развития русских университетов: Н.А. Любимов против В.И. Герье. 

5. Научные школы в Московском университета во второй половине XIX – начале XX вв.: сообщество московских историков.Профессиональные историки в России до появления университетов. Роль университетских уставов и законодательства об ученых степенях в институализации профессии историка в России. Учебный план историко-филологического факультета Московского университета как основа исторической специализации. Создание инфраструктуры для занятий историей в Московском университете. Традиции лекционных курсов московских историков: Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Семинары В.И. Герье, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского и П.Г. Виноградова. Традиции взаимоотношений с учениками и педагогические доктрины профессоров-историков Московского университета. В.И. Герье как учитель. В.О. Ключевский как учитель. П.Г. Виноградов как учитель. Московская и петербургская школа историков: общее и особенное.

6-7. «Расколотый университет»: 1884–1911.Введение в действие устава 1884 года в Москве. Бюрократизация университетской жизни. Роль инспектора Московского университета в формировании новой практики университетской повседневности. Инспектор Брызгалов и брызгаловская история 1887 года. Положение профессора по уставу 1884 года. Назначение профессуры Московского университета министром народного просвещения: плюсы и минусы системы. Падение авторитета профессора в университетской жизни. «Отдельные посетители»: положение студентов по уставу 1884 года. Границы  легальности и студенческое подполье: развитие земляческих организаций. История В.О. Ключевского 1894 года: Союзный совет земляческих организаций и его роль в университетской жизни рубеже веков. Политическое подполье и студенты Московского университета. Студенческие волнения и забастовки в 1899–1907 гг. Закрытие Московского университета в 1905–1907 и   1911   гг.  Студенты и политические партии в России     в начале XX в.  Студенты и революция.  «Усмиритель студентов»:   ректор С.Н.   Булгаков и профессора-академисты в начале ХХ в.  Авторитет профессора: кейсы П.Г. Виноградова и В.И. Герье. 8.  Московский университет в городском пространстве.Университетский квартал на Моховой: история создания.Клинический городок на Девичьем поле: история созданияМосковский университет и городское общественное управление.  Московские «интеллигентные»   гласные.   Типы интеллигентных гласных:   В.   И.   Герье,   С.   А. Муромцев, Н. И. Астров, С. В. Бахрушин, М. М. Новиков. Училищная комиссия Московской городской думы   (МГД),   роль в ней «интеллигентных»   гласных.   МГД и формирование системы начального,   среднего специального и высшего образование в Москве.   Идея бесплатного всеобщего начального образования и ее разработка в МГД. П. Г. Виноградов и план улучшения материального обеспечения школьных учителей. М. М. Новиков и проект внеклассной работы в московской начальной школе. МГД и разработка типовых зданий гимназий. МГД и становление Московского народного университета им. А. Л. Шанявского. В.И. Герье как идеолог социальных проектов в МГД. Профессора-медики Московского университета и их роль в формировании больничной сети в Москве.

9. От императорского к пролетарскому: Московский университет в 1911–1921 гг.М.К. Любавский как ректор Московского университета. Антикризисная программа Любавского: роль юбилеев в формировании единства профессорской  корпорации Московского университета (юбилеи М.В. Ломоносова и Т.Н. Грановского; Татьянин день как общеуниверситетский праздник). Развитие точных и естественных наук в Московском университете к началу первой мировой войны и выполнение   «оборонного заказа».   Перестройка работы университета на нужды фронта.   Усиление влияния государства на управление университетом. Проект реформ высшего образования во Временном правительстве и профессора-кадеты Московского университета. Университет при Временном правительстве. Большевики и курс на демократизацию университета. Законодательные акты советской власти о высшей школе 1918–1921 гг. года и положение старой профессуры в университете. Противостояние профессорского Совета и общественных организаций университета в   1918–1921.   Последний ректор «старого университета»:   М.М.   Новиков.   Положение   1921   года:   новые принципы управления университетом. 

Рейтинг курса

3.3
рейтинг
0
0
0
0
0
обновлено 14.04.2024 01:04
Московский университет в эпоху реформ и революций

Московский университет в эпоху реформ и революций

Оставить отзыв
Поделиться курсом с друзьями