Курс находится на модерации. Данные могут быть неактуальны.
Тип обучения
Тип обучения
Курс
Зач. единицы
Зач. единицы
3
Сертификат
Сертификат
1 800 ₽ для получения

Стоимость курса

бесплатно
нет рассрочки
Курс «Культурология» посвящен исследованиям и теориям культуры, а также современной культуре: тем явлениям, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Мы будем рассматривать их с позиции актуальных сегодня научных подходов.  Онлайн-курс подойдет для слушателей с любым уровнем подготовки и не требует специальных знаний для начала обучения. Лекции и другие материалы дисциплины представлены на русском языке. В процессе обучения студенты будут просматривать видеолекции и выполнять тестовые задания. В конце обучения слушатели могут пройти дополнительное испытание в дистанционном формате и получить сертификат о прохождении онлайн-курса от НИУ ВШЭ. Результаты можно перезачесть в вузе, где студент осваивает основную программу.  Курс длится 13 недель, каждая из которых посвящена определенной теме. Дисциплина начинается со знакомства с историей понятия «культура» и заканчивается блоком про культуру, экономику и общество. Для успешного освоения программы потребуется от 4 до 6 часов в неделю. Курс читает Виталий Анатольевич Куренной, профессор НИУ ВШЭ.

Вас будут обучать

Кандидат философских наук, Профессор Должность: Руководитель, профессор школы культурологии, Факультет гуманитарных наук

Работает в НИУ ВШЭ с 2005 года.

Преподает курсы по истории и методам исследования культуры, кинокультуре, музеификации культуры, культурной политике и революции.

Профессиональные интересы: философия и социально-политическая теория XIX-XX вв. основные тенденции современной культуры актуальные исследовательские программы изучения культуры социология и институциональная история знания Образование 2009 Ученое звание: Доцент 2001 Кандидат философских наук: Российский государственный гуманитарный университет, специальность 09.00.03 «История философии», тема диссертации: Проблема возникновения феноменологического движения 1998 Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Философия» Профессиональный опыт c 2001-2013 — сотрудник Центра феноменологической философии РГГУ c 2008 г. — эксперт фонда Центр политической философии (Москва) 2008-2010 - координатор и редактор раздела колонок портала "Частный корреспондент" 2004-2008 гг. — обозреватель, зав. отделом аналитических исследований «Политического журнала» 2006-2008 гг. — координатор научных проектов фонда «Наследие Евразии» (Москва) 2002-2003 гг. — координатор научных программ фонда «Прагматика культуры» (Москва) 1999 – 2002 – рецензент переводов программы "Пушкинская библиотека" Института "Открытое общество" Награды и достижения Благодарность проректора НИУ ВШЭ (июнь 2018) Благодарность Министра экономического развития Российской Федерации (сентябрь 2017) Почетный знак II степени Высшей школы экономики (ноябрь 2016) Почетная грамота Высшей школы экономики (ноябрь 2013) Почетная грамота Правительства Российской Федерации (сентябрь 2012) Благодарность Высшей школы экономики (ноябрь 2002) Лучший преподаватель – 2019, 2017, 2016, 2014, 2013, 2012, 2011 Надбавка за академические успехи и вклад в научную репутацию ГУ-ВШЭ (2008-2010, 2006-2007, 2005-2006) Надбавка за академическую работу (2014-2015, 2013-2014, 2012-2013, 2011-2012, 2010-2011, 2007-2008) Надбавка за статью в зарубежном рецензируемом журнале (2015-2017)

Образовательная организация

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — исследовательский университет, осуществляющий свою миссию через научно-образовательную, проектную, экспертно-аналитическую и социокультурную деятельности на основе международных научных и организационных стандартов.

Мы осознаем себя частью мирового академического сообщества, считаем международное партнерство, вовлеченность в глобальное университетское взаимодействие ключевыми элементами нашего движения вперед. Будучи российским университетом, мы работаем на благо России и ее граждан.

Наш университет — это коллектив ученых, сотрудников, аспирантов и студентов, которых отличает внутренняя приверженность к поддержанию высоких академических стандартов своей деятельности. Мы стремимся обеспечить наиболее благоприятные условия для развития каждого члена нашего коллектива. 

Наши ценности:

  • Стремление к истине
  • Сотрудничество и заинтересованность друг в друге
  • Честность и открытость
  • Академическая свобода и политический нейтралитет
  • Профессионализм, требовательность к себе и ответственность
  • Активная общественная позиция

Сегодня Высшая школа экономики — это:

  • 4 КАМПУСА: МОСКВА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, НИЖНИЙ НОВГОРОД, ПЕРМЬ
  • ~7000ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
  • 50 400+СТУДЕНТОВ
  • 100 800ВЫПУСКНИКОВ

Новый элемент системы российского образования — открытые онлайн-курсы — cможет перезачесть любой университет. Мы делаем это реальной практикой, расширяя границы образования для каждого студента. Полный набор курсов от ведущих университетов. Мы ведём системную работу по созданию курсов для базовой части всех направлений подготовки, обеспечивая удобное и выгодное для любого университета встраивание курса в свои образовательные программы
«Открытое образование» – это образовательная платформа, предлагающая массовые онлайн-курсы ведущих российских вузов, которые объединили свои усилия, чтобы предоставить возможность каждому получить качественное высшее образование.

Любой пользователь может совершенно бесплатно и в любое время проходить курсы от ведущих университетов России, а студенты российских вузов смогут засчитать результаты обучения в своем университете.

Программа курса

Неделя 1. История понятия «культура». Культура в системе понятий.1. Основные этапы истории понятия «культура»;2. Типология повседневного употребления слова «культура»;3. Типология повседневного употребления слова «культура» (продолжение);4. Научно-философское использование термина «культура»;5. Научно-философское использование термина «культура» (продолжение);6. Многозначность современных определений культуры.

Неделя 2. Становление научно-исследовательской проблематики культуры в структуре современного научного знания.1. Основные этапы формирования проблематики культуры;2. Трансформация моделей исторического времени;3. Основные характеристики общества модерна;4. Генезис общества модерна и роль факторов культуры;5. Генезис общества модерна и роль факторов культуры (продолжение);6. Идеи культуры в эпоху Просвещения и в XIX веке («веке историзма»);7. Причины формирования историзма и исторического сознания;8. Появление исследовательского интереса к изучению национальной истории культуры и культур других народов;9. Формирование современных институтов культуры.

Неделя 3. Классические редукционистские теории культуры1. Определение редукционизма;2. Марксизм: экономический редукционизм;3. Влияние марксизма на современные теории культуры;4. Позитивизм: методологический редукционизм;5. Философия жизни Фридриха Ницше;6. Психоанализ Зигмунда Фрейда;7. Эрнст Кассирер о редукционистских теориях культуры

Неделя 4. Классические нередукционистские теории культуры1. Общая характеристика нередукционистских теорий культуры;2. История герменевтики письменных текстов;3. Методология исторического познания: Иоганн Густав Дройзен;4. Методология исторического познания: Иоганн Густав Дройзен (продолжение);5. Теория «наук о духе»: Вильгельм Дильтей;6. «Науки о культуре» в неокантианстве: Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт;7. Понимающая социология Макса Вебера.

Неделя 5. Культурная антропология.1. Культурная антропология: наименования, определения, начало формирования как научной дисциплины;2. Ранние теории культурной антропологии: Эволюционизм; Диффузионизм; Цивилизационные теории;3. Основоположники и ключевые идеи классической антропологии;4. Культурная антропология сегодня – от изучения «примитивных обществ» к антропологии собственной культуры;5. Пример исследовательского проекта: антропология «распределенного образа жизни»;6. Структура и методология исследования.

Неделя 6. Лингвистический поворот в исследованиях культуры. Проблема смысл1. Лингвистический поворот: философия (аналитическая философия языка), лингвистика, семиотика, структурализм, история (историческая семантика), исследования культуры;2. Базовые концепции смысла в гуманитарных науках;3. Основы семиотики: три аспекта знаковых систем, типология знаков;4. Основные семантические модели;5. Смысл как перспектива предмета;6. Смысл как интенциональная структура сознания;7. Феноменология в современных исследованиях культуры;8. Самостоятельная роль знакового выражения;9. Интерпретативная культурная антропология.

Неделя 7. Современные программы исследования культуры1. История понятий и дискурс-анализ;2. Иконический поворот и визуальные исследования;3. Постколониальные теории и исследования городской культуры;4. Исследования медиа.

Неделя 8. Массовая культура1. Отрицательная оценка массовой культуры;2. Массовая или народная? Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости;3. Изменение медиа-среды и ее значение для трансформации современной культуры.

Неделя 9. Городская культура1. Горожанин и публичные пространства;2. Современный город как культурное явление.

Неделя 10. История и культура. Феномен историзма1. Трансформация структуры времени в современных обществах: «сокращение пребывания в настоящем» (философия культуры Германа Люббе);2. Культурная память;3. Музеи и музеефикация культуры.

Неделя 11. Культурная политика1. Культурная революция в СССР;2. Специфика советской культурной политики;3. Основные современные модели культурной политики.

Неделя 12. Культура, экономика, общество1. Исследовательская программа британских Cultural Studies;2. Постколониальные исследования;3. Гендерные исследования.

Рейтинг курса

3.3
рейтинг
0
0
0
0
0
обновлено 14.04.2024 01:14
Культурология

Культурология

Оставить отзыв
Поделиться курсом с друзьями