9-10 лет (1 занятие - 75 минут)
ЗАНЯТИЕ 1. НАСТРАИВАЕМСЯ СОМНЕВАТЬСЯ
Обсудим, зачем нам нужно критическое мышление и в чем оно проявляется. Познакомимся с Декартом и с его методом радикального сомнения. Потренируем внимательность и наблюдательность и попробуем поймать тот момент, когда в нашей голове формируется мысль.
ЗАНЯТИЕ 2. ЗНАКОМИМСЯ С МЫШЛЕНИЕМ
Узнаем, что за системы в нашем мозге помогают нам принимать решения и увидим, что ошибаться — это нормально. Познакомимся с аргументационными уловками, чтобы на них не попадаться, а также узнаем, как увеличить шансы на победу в дискуссии честным путем.
ЗАНЯТИЕ 3. УЧИМСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ
Попробуем посмотреть на вещи с разных точек зрения. Потренируемся задавать вопросы, чтобы освещать темные места, и применим этот навык на практике, разгадав не разгадываемые на первый взгляд загадки.
ЗАНЯТИЕ 4. ПРОВЕРКА ИНФОРМАЦИИ
Будем учиться технике безопасности при работе с информацией (обойдемся без резиновых перчаток). Проверим чужие утверждения на верифицируемость и фальсифицируемость (а заодно узнаем, что это такое), и изучим приемы, с помощью которых телевизор и интернет иногда нас обманывают. В конце занятия посмотрим сенсационный ролик и проанализируем, что с ним не так.
11-16 лет (1 занятие - 90 минут)
ЗАНЯТИЕ 1. НАШЕ МЫШЛЕНИЕ
Узнаем, что такое мышление и почему мыслить критически — не значит все критиковать. Поговорим про анатомию, физиологию и даже культуру: как и почему все это влияет на наше мышление. А ещё на практике убедимся, что просто так не стоит верить никому (даже если это преподаватель интенсива!).
ЗАНЯТИЕ 2. ЛОГИКА И АРГУМЕНТАЦИЯ
Погрузимся в формальную и неформальную логику. Познакомимся с логическими законами, попробуем понять, правильное ли перед нами рассуждение, и в ходе дискуссии освоим аргументационные приемы и уловки. А еще поговорим о дедукции и индукции, разгромим софизмы и попробуем не сломать голову о парадоксы.
ЗАНЯТИЕ 3. КОГНИТИВНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ
Считается, что в голове творятся темные (в смысле, непонятные) дела — разберемся, почему это не вполне верно и сколько современная наука знает о мышлении. Поговорим о законах и принципах мышления, а также о том, как наш собственный мозг порой нас подводит. Обсудим когнитивные искажения, почему они возникают и как им противостоять.
ЗАНЯТИЕ 4. ПРОВЕРКА ФАКТОВ
Будем учиться технике безопасности при работе с информацией (обойдемся без резиновых перчаток). Научимся отличать мнение от факта, проверим чужие утверждения на верифицируемость и фальсифицируемость, а еще узнаем, с помощью каких приемов телевизору и интернету удается нас обмануть. А в конце занятия прочитаем сенсационную статью и проанализируем, что с ней не так.