Образовал
Сложность
Сложность
Начинающий
Тип обучения
Тип обучения
Курс
Формат обучения
Формат обучения
С проверкой домашнего задания
Трудоустройство
Трудоустройство
Отсутствует
Зач. единицы
Зач. единицы
2
Сертификат
Сертификат
Да

Стоимость курса

бесплатно
нет рассрочки

На курсе вы узнаете об основных понятиях в области киноанализа, ключевых периодах истории кино, а также овладеете фундаментальными навыками анализа фильма в русле различных подходов. 

В рамках самостоятельной работы слушателям будет предложен ряд ключевых фильмов из рекомендованного списка для ознакомления и составления представления о некоторых национальных традициях кинематограф, а также базовых киножанрах.

В процессе обучения слушатели смогут углубиться в исследования по истории, теории и анализу фильма, что улучшает навык аналитического подхода к просмотру фильмов в целом.

В лекциях проанализированы основные периоды становления киноязыка и кинематографических приемов, а также ключевые виды кинематографа, от игрового и документального до экспериментального и авангардистского кино. 

В программе курса мы поговорим об основных жанрах кинематографа, среди которых особое внимание уделено вестерну, боевику, детективу, мюзиклу и фильмам ужасов. А в конце курса мы уделим время сериалу: эта динамичная форма кинопроизводства сейчас набирает огромную популярность и является серьезным конкурентом традиционному формату кинофильма.

10 недельный онлайн-курс подходит для студентов всех образовательных программ. По окончании курса слушатели проходят итоговое тестирование. Экзамен проводится дистанционно.

Курс подготовил профессор НИУ ВШЭ Виталий Анатольевич Куренной.

Что вы получите после обучения

Приобретаемые навыки
1
Аудит
3
Коммерциализация
4
Эволюция
5
Фотография
6
Психология
7
Анализ

Вас будут обучать

Кандидат философских наук, Профессор Должность: Руководитель, профессор школы культурологии, Факультет гуманитарных наук
Работает в НИУ ВШЭ с 2005 года. Преподает курсы по истории и методам исследования культуры, кинокультуре, музеификации культуры, культурной политике и революции.Профессиональные интересы: философия и социально-политическая теория XIX-XX вв. основные тенденции современной культуры актуальные исследовательские программы изучения культуры социология и институциональная история знания Образование 2009 Ученое звание: Доцент 2001 Кандидат философских наук: Российский государственный гуманитарный университет, специальность 09.00.03 «История философии», тема диссертации: Проблема возникновения феноменологического движения 1998 Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Философия» Профессиональный опыт c 2001-2013 — сотрудник Центра феноменологической философии РГГУ c 2008 г. — эксперт фонда Центр политической философии (Москва) 2008-2010 - координатор и редактор раздела колонок портала "Частный корреспондент" 2004-2008 гг. — обозреватель, зав. отделом аналитических исследований «Политического журнала» 2006-2008 гг. — координатор научных проектов фонда «Наследие Евразии» (Москва) 2002-2003 гг. — координатор научных программ фонда «Прагматика культуры» (Москва) 1999 – 2002 – рецензент переводов программы "Пушкинская библиотека" Института "Открытое общество" Награды и достижения Благодарность проректора НИУ ВШЭ (июнь 2018) Благодарность Министра экономического развития Российской Федерации (сентябрь 2017) Почетный знак II степени Высшей школы экономики (ноябрь 2016) Почетная грамота Высшей школы экономики (ноябрь 2013) Почетная грамота Правительства Российской Федерации (сентябрь 2012) Благодарность Высшей школы экономики (ноябрь 2002) Лучший преподаватель – 2019, 2017, 2016, 2014, 2013, 2012, 2011 Надбавка за академические успехи и вклад в научную репутацию ГУ-ВШЭ (2008-2010, 2006-2007, 2005-2006) Надбавка за академическую работу (2014-2015, 2013-2014, 2012-2013, 2011-2012, 2010-2011, 2007-2008) Надбавка за статью в зарубежном рецензируемом журнале (2015-2017)

Образовательная организация

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — исследовательский университет, осуществляющий свою миссию через научно-образовательную, проектную, экспертно-аналитическую и социокультурную деятельности на основе международных научных и организационных стандартов.

Мы осознаем себя частью мирового академического сообщества, считаем международное партнерство, вовлеченность в глобальное университетское взаимодействие ключевыми элементами нашего движения вперед. Будучи российским университетом, мы работаем на благо России и ее граждан.

Наш университет — это коллектив ученых, сотрудников, аспирантов и студентов, которых отличает внутренняя приверженность к поддержанию высоких академических стандартов своей деятельности. Мы стремимся обеспечить наиболее благоприятные условия для развития каждого члена нашего коллектива. 

Наши ценности:

  • Стремление к истине
  • Сотрудничество и заинтересованность друг в друге
  • Честность и открытость
  • Академическая свобода и политический нейтралитет
  • Профессионализм, требовательность к себе и ответственность
  • Активная общественная позиция

Сегодня Высшая школа экономики — это:

  • 4 КАМПУСА: МОСКВА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, НИЖНИЙ НОВГОРОД, ПЕРМЬ
  • ~7000ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
  • 50 400+СТУДЕНТОВ
  • 100 800ВЫПУСКНИКОВ

Новый элемент системы российского образования — открытые онлайн-курсы — cможет перезачесть любой университет. Мы делаем это реальной практикой, расширяя границы образования для каждого студента. Полный набор курсов от ведущих университетов. Мы ведём системную работу по созданию курсов для базовой части всех направлений подготовки, обеспечивая удобное и выгодное для любого университета встраивание курса в свои образовательные программы
«Открытое образование» – это образовательная платформа, предлагающая массовые онлайн-курсы ведущих российских вузов, которые объединили свои усилия, чтобы предоставить возможность каждому получить качественное высшее образование.

Любой пользователь может совершенно бесплатно и в любое время проходить курсы от ведущих университетов России, а студенты российских вузов смогут засчитать результаты обучения в своем университете.

Программа курса

1. Изобретение кинематографии

•       Простейшие техники получения и проецирования изображения. Получение изображения: камера-обскура. Проекция изображения: волшебный фонарь. Статические оптические иллюзии: Анаморфозы.

•       Изобретение иллюзии движения. Фенакистископ Жозефа Плато (1832). Стробоскоп  Симона фон Штампфера (1833). Коммерциализация изобретения. 

•       Оптические эффекты, лежащие в основе кинематографа. Lilac chaser («исчезающие круги»). Фи-феномен. Бета-движение. Персистенция. Эффект Трокслера.

•       Дальнейшая эволюция иллюзии движения. Зоотроп. Технология проецирования: кинетоскоп. Кинеограф. Праксиноскоп и «Оптический театра» Эмиля Рейно. Хронофотография Эвдарда Мейбриджа и последние шаги к кинетоскопу Эдисона.

•       Изобретение фотографии. Гелиография. Гелиогравюра. Калотипия. «Карандаш природы» Уильяма Тальбота. Дагеротипия. Портретная фотография. Коллодионный процесс. Фотографии Крымской войны Роджера Фентона (1855). Желатиносеребряный фотопроцесс. Объективы.

•       Кинематограф. Кинетограф Уильяма Диксона и Т. Эдисона. Кинетоскоп. Студия «Черная Мария». Кинетоскопический кабинет. Конкуренты кинетоскопа: мутоскоп. Триумф студии Байограф (1895-1916). Российские разработки: Иосиф Тимченко. Синематограф братьев Люмьер.

2. Краткая история развития кинематографа

•       Раннее кино: рекомендуемые фильмы. Луи и Огюст Люмьеры. Жорж Мельес. Фильмы студии Томаса Эдисона. Джордж Альберт Смит и Брайтонская школа. Девид Уорк Гриффит (короткометражные фильмы).

•       Первые годы. Рождение кинокритики. Кино как иллюзия и аттракцион. Иллюзионистский след в современном кинематографе.

•       Театрализация кино. Жорж Мельес. Кино и рождение французских интеллектуалов. Политизация и инсценированная хроника. Неизвестный житомирский фильм о деле Дрейфуса. Инсценированные новости.

•       Зарождение кинематографа в России. Первый российский игровой фильм. Рост популярности кино. Первые годы российского кинопроизводства.

•       Монтаж. Значение монтажа. Потребность в усложнении фильмов. Рождение монтажа из задач кинохроники. Эффект смены планов. Линейный монтаж. Фильмы-погони. Параллельный монтаж. Классика монтажного кино.

•       Киноповествование. «Девушка из Сибири». Проблема ясности и связанности киноповествования. Классический «голливудский» нарратив. Появление больших жанров.

•       Документирование ранней истории кинематографа. Лакуны в истории кино. Миллион в никуда. Киноархивы в России.

•       Дальнейшая техническая эволюция кинематографа. Звуковое кино. Цветной кинематограф. Ранние теоретики кино против звука и цвета. Любительское и малобюджетное кино. Влияние войн. Телевидение. Цифровой кинематограф. Компьютерная графика. Цифровой звук. Трехмерное кино. Цифровое теле- и мультимедиа вещание. Влияние современной цифровой и сетевой медиа-среды на киноиндустрию.

3. Инфраструктура индустрии кино

•       Организованные формы и практики просмотра кино. Ярмарочное кино. Советский агитпоезд. Автокинотеатр. Стационарный кинотеатр. «Дворец кино». Переход к стационарным кинотеатрам. Посещаемость кинотеатров в 1938 году. Эпоха видеосалонов и контрафакта. Кино в цифровой медиа-среде. Попкорн.

•       Как смотрят кино в России сегодня. Интенсивность просмотра фильмов. Практики просмотра кино. Культурно-страновые предпочтения. Жанровые предпочтения.

•       Кино как экономическая индустрия. Золотая жила братьев Люмьер. Киноимперия «Пате». Структура киноиндустрии.

•       Краткая история Голливуда. «Золотая эра». «Фабрика звезд». Первая кинозвезда - «девушка Байографа». «Новый Голливуд». Причины кризиса классической системы студий. «Новая волна» и теория авторского кино. Особенности «нового Голливуда». Конец «нового Голливуда» и начало «эпохи блокбастеров». Серийные блокбастеры.

•       Кино и политика. Кино и рождение французских интеллектуалов. Кино и пропаганда. Кино в СССР. Кино и церковная политика.

•       Кино и цензура. Введение цензуры. Кодекс Хейса. Общие принципы кодекса Хейса. Области применения Кодекса. Обоснование положений Кодекса. Некоторые положения Кодекса. Причины отказа от кодекса Хейса.

4. Метаморфозы кинематографа: ранний период

•       Экспериментальное кино: музыкальная модель фильма. Киноавангард. «Абсолютное кино». «Визуальная музыка». «Звукозрительный ряд» С. Эйзенштейна. Люмиграф.

•       Кино в авангардистских художественных течениях 1920-х гг. Дадаизм. Сюрреализм. Разрушение нарратива в киноавангарде. Наследие киноавангарда в современном кино. Коды и штампы киноавангарда. Значение психоанализа.

•       Городская документалистика. Классические фильмы. Берлин: Симфония большого города (Вальтер Руттман). Человек с киноаппаратом (Дзига Вертов). По поводу Ниццы (Жан Виго). Другие фильмы Жана Виго (1905-1934). Тотальный взгляд кинооператора (Вертов). Трансформация пространства.

•       Архитектурная эстетика и городская антиутопия. «Метрополис» (1927). «Город рабочих». «Орнамент масс». «Верхний город». «Новая вавилонская башня». Гётенаум Рудольфа Штайнера (1923-1927). Собор. «Клуб сыновей». «Город мертвых». Уровень машин. Влияние на последующий кинематограф. Многоуровневые пространства. Традиция архитектурной антиутопии.

•       Экспрессионизм и психологизм раннего немецкого кинематографа. Классические фильмы. Рефлексивность. Пражский студент (Стеллан Рюэ, Пауль Вегенер). Послевоенная интровертность. Кабинет доктора Калигари (Роберт Вине). «Калигари» как социальный диагноз. Значение немецкого киноэкспрессионизма. 

5. Кино как предмет анализа

•       Ранний период исследований кино. Психология восприятия фильма. Литературоцентризм ранних теоретиков кино. Монтаж как язык. Теоретическая рефлексия советских режиссеров. Психологический анализ фильма. Феноменологический анализ фильма. Социально-психологический анализ фильма. Значение кинокритиков.

•       Современные подходы. Обзорные работы. История кино. Семиотические подходы к анализу фильма. Синтагматика кинонарратива К. Метца. Психоаналитические подходы к анализу фильма. Кристиан Мец: первичная и вторичная идентификация. Структурализм и постструктурализм. Кино во французском постструктурализме. Феминистическая критика кинематографа. Феноменологический холизм. Структурно-морфологический анализ фильма. Исследование кино как социального мифа. Системный киноанализ. Доминирование субъективизма.

•       Основные измерения анализа фильма. «Язык самой жизни». Кино как «Gesamtkunstwerk». Измерения анализа фильма. Данная реальность фильма. Исторический контекст создания данного фильма. Исторический контекст производства фильма. Воздействие фильма на аудиторию. Значение исследований рецепции. Исторический анализ восприятия фильма.

•       Кино-коды: эволюция и разночтения. Базовая модель коммуникации. Кинематографические коды. Пример собственного кинематографического кода. Эволюция субъекта и кино-кодов. «Девушка из Сибири». Отзывы современников на фильмы Вертова. «Бойня» в финале фильма «Стачка». Конфликт интерпретаций. Кинематограф и процесс урбанизации.

•       «Основная модель» имманентного анализа фильма. Фильм как самостоятельная реальность. Четыре ключевых вопроса. Сюжет и фабула. Классические элементы сюжета. Структурный анализ сюжета. Время в кинематографе. Пространство в кинематографе.

6. Формальный анализ фильма

•       Элементы фильма. Основные понятия. Кадр. Эволюция кадра. План. Сцена – эпизод - часть. Тип (крупность) плана. Дальний план. Эффект смены планов в раннем кинематографе. План как изобразительный прием.

•       Монтаж. Значение монтажа. Смысловая работа монтажа. Русская рефлексия американского монтажа. Актер в театре и кино. Русский и американский монтаж.

•       Приемы монтажа. Внутрикадровый монтаж. Современные классификации монтажа. Пример: монтажный наплыв. Эффекты Льва Кулешова. Раскадровка: схема последовательности планов в сцене.

•       Примеры монтажа. Типы монтажа по С. Эйзенштейну:  «ритмический» и «интеллектуальный» монтаж. Эволюция постановки боевых сцен.

•       Протоколирование фильма. Типы протоколирования (Гельмут Корте). Графы протокола (скрипта) фильма. Пример протокола планов. Пример протокола эпизодов. Пример графика длительности эпизодов. Пример графика частоты склеек. Схема полного системного анализа фильма.

•       Жанры кино. Понятие жанра. Жанры раннего кинематографа. Основные современные игровые жанры.

7. Семантика и феноменология фильма

•       Базовые понятия семиотики и семантики. Типы знаков. Перформативная функция знаков. Двухчастная семантическая модель. Трехчастная семантическая модель: треугольник Готлоба Фреге. Коннотация.

•       Семантика визуальных образов. Смысл как способ данности предмета. Смысл как ракурс предмета. Предметная неопределенность смысла. Бесконечность смысловых ракурсов. Смысловые ракурсы в кино.

•       Феноменология опыта кинозрителя. Современные представители. Жан-Пьер Мёнье: структуры опыта кинопросмотра. Рудольф Арнхайм: «частичная иллюзия» фильма. Вивиан Собчак: темпоральные типы сознания фильма.  Феноменологический холизм. Принципы феноменологического холизма. Феноменология и анализ.

•       Феноменологическая эстетика Романа Ингардена. Двухмерность литературного произведения. Конституируемые слои произведения. Пример: анализ сонета Адама Мицкевича. Материальный слой. Смысловой слой. Интенциональность сознания. Смысл как интенциональная структура сознания. Ноэза и ноэма. Полное восприятие литературного произведения и работа воображения.

•       Феноменология живописи и кино. Восприятие картины. Различие в конституировании восприятия литературного произведения и картины. Экранизации литературных произведений и пределы фантазии Беспредметная живопись. Феноменологическая специфика фильма. Трансформация смысла переменой ракурса. Легкость восприятия, эффективность воздействия и вмененный зрителю вуайеризм. Критика «технического взгляда».

•       Фильм как окно и фильм как рама. Окно и рама. Монтаж vs. Мизансцена. Критика монтажного кино. Интенции монтажного кино. Искусство мизансцены. Критика данной оппозиции. Возражение на критику. Некорректность оппозиции: герменевтическая специфика фильмов Роберта Флаэрти. Уточнение оппозиции.

8. Вестерн

•       Анализ жанров. Выбор жанра для анализа (%). Особенности анализа жанрового кино. Структурный анализ жанра.

•       Мир вестерна. Вестерн как исключительный киножанр. Ковбой и социальный миф Запада.

•       Исторические контексты. Понятие фронтира. Гомстед-акт. Приключенческая литература. Вестерн в литературе. Ф. Дж. Тёрнер: «тезис о фронтире» (1893). Образ ковбоя в американской политике. Кантри-музыка. Вестерн и американский пейзаж.

•       Краткая история жанра. Первые образцы и первая звезда вестерна. Звезды золотой эпохи Голливуда. Комедийный и пародийный вестерн. Социальная критика и делигитимация жанра. Спагетти-вестерн. Метаморфозы жанра: роад-муви. Современный вестерн: гендерная и этническая либерализация канонических ролей. Современный вестерн: система цитат из классических фильмов. Фронтиры других стихий.

•       Структура классического вестерна. Структурно-морфологический анализ. Классический сюжет. Классические вестерны. Структура классического сюжета (У. Райт). Фабульные вариации.

•       Вариации классического сюжета. Вариация на тему возмездия. Структура вестерна с темой возмездия. Вестерн с переходной темой. Профессиональный сюжет. Структура профессионального сюжета.

•       Социально-теоретический фундамент вестерна. Кино как социальный миф. Великолепная семерка социальной теории. Вестерн по Гоббсу. Локк: естественное состояние и его закон. Свобода и равенство. Право на насилие. Труд – источник права собственности. Естественные границы размера собственности. Естественный собственник – мелкий фермер. Американский фронтир как идеальное естественное состояние. Денежный капитал как угроза естественному состоянию собственности. Границы свободы и договор. Общественный договор: переход к политическому и гражданскому обществу. США как страна фронтира и мелких фермеров. Гражданское состояние общества модерна.

•       Кризис фронтира: индустриальный капитализм. Карл Маркс: открытие структурного неравенства. Запад и Восток. Фронтир как альтернатива структурному неравенству. Ковбои революции. Другие способы решения проблемы. Дискурсы новых фронтиров.

•       Капитализм и мораль. Фермеры и крупный капитал. Проблема источника морали. Роль женщины в вестерне. Эмансипация и рефлексия женской роли в современном вестерне.

9. Анализ жанров

•       Боевик. Жанр эпохи неолиберализма. Голливуд и политическая повестка дня. Боевик и рейганизм. Типология боевика. Классический (картезианский) боевик. Полицейский боевик. Психологический боевик (боевик возмездия). Структурный анализ классического сценария. Социально-правые источники жанра.

•       Гангстерское кино. Социальный реализм и критика. Насилие в фильмах до введения кодекса. Моральный выбор. Репертуар моральных ролей. Роль женщины и разделение сфер. Самоуничтожение зла. Новый Голливуд. Современность.

•       Детектив. Популярность жанра. Расколдованный мир. Детектив как носитель модерновой рациональности. Буржуазный мир вещей. Мир горожанина. Советский буржуа. Шерлоки других профессий. Дедуктивный метод? Шерлок как историк. Метод понимающей исторической герменевтики. Эпистемологическая самоуверенность. Критика классической герменевтики в современных детективах.

•       Мюзикл. Раскрытие возможностей звукового кино. Лоис Вебер: моральная и социальная проблематика американского кино. Американское общество, община и ассимиляция. Мюзикл золотой эпохи Голливуда. Советский мюзикл. Современный российский мюзикл. Болливуд. Идеология современного американского мюзикла. «Американская мечта». Критика «американской мечты». 

10. Фильмы ужасов и сериалы

•       Фильмы ужасов: общие особенности. Популярность жанра. Исследования. Иррационализм в эпоху детективов. Магия и новые медиа. Жанр без структуры. «Непреодолимое очарование ужаса».

•       Негативное и грандиозное в эстетике романтизма. Негативное возвышенное и интенсивность эмоции. Возвышенное и грандиозное. Романтическое понятие возвышенного. Диалектика господина и раба.  Личность и смерть. «в борьбе не на жизнь, а на смерть». Гимн чуме. Эротизация романтизма.

•       Становление жанра: 1920-30-е. Значение немецкого киноэкспрессионизма. Беспомощный зритель внутри сна героя. Монстр: голливудская версия хоррора. Чудовищный монстр с обаянием.

•       Развитие жанра: 1940-90-е. Хоррор в повседневности. «Женская готика». Фантастический хоррор. Интерактивный хоррор. Альфред Хичкок. Джалло (giallo). Слэшер. «Найденная пленка».

•       Философия страха и ужаса: Мартин Хайдеггер. Страх как модус человеческого существования. Чего мы боимся? За что мы боимся? Вариации переживания страха. Страх как фундаментальная человеческая предрасположенность. Культур-социологическая релятивизация.

•       Ужас, ничто и одиночество. Ужас как условие возможности страха. Неопределяемость ужаса. Одиночество и свобода.

•       Типы кинематографического страха. Эстетизация страха. «Частичная иллюзия». Кино и философия. Пугающее воображение. Сильный испуг. Озабоченная антиципация. Тревожное возбуждение. Устрашающая привлекательность.

•       Сериалы. Формальная структура. Триумф сериалов. Семиотическая тождественность кино и реальности. Сериалы как «часть жизни».

•       Сон или реальность? Проблема демаркации. Сон философа. Радикализм феноменологического эпохэ

•       Фиктивность реальности и реальность фикции. Философские традиции фикционализации реальности. Фикция как реальность: Дильтей. Действительность и фикция: Марквард. Кино как путешествие. Другие способы преодоления фиктивности.

Рейтинг курса

3.8
рейтинг
0
0
0
0
0
обновлено 05.10.2022 06:25

Анализ фильма

Оставить отзыв
Поделиться курсом с друзьями