60% — теория | 40% — практика
Практические занятия
Практические занятия включают: методики телесно-ориентированной терапии, направленного воображения, элементы трансактного анализа, когнитивно-бихевиаральные методы; отработку техник, работу в группах, дискуссии, разбор реальных кейсов, интерактивы.
Практическое занятие «Обида и ее влияние на психосоматику. Как работать с обидой»
Практическое занятие «Стыд, вина»
Практическое занятие «Тревога как потеря объекта, сепарационная тревога»
Практическое занятие по Трансактному анализу «Внутренний ребенок, как определить его присутствие».
Практическое занятие «Исследуем свои убеждения»
Практическое занятие «А какой мой внутренний манипулятор?»
Практическое занятие «Кому грозит эмоциональное выгорание? Есть ли оно у вас?»
Модуль 1. Введение в профессию. Основы психосоматики.
Развитие психосоматики как одного из ключевых направлений психологии.
Современные представления о психосоматике. Эмоции и их роль в психосоматике.
Различные психологические подходы в психосоматике. История развития направлений психосоматики.
Курсы модуля:
1. Основы психосоматики. Биохимия эмоций.
Развитие и этапы представления о психике, теле (сома), болезни.
Современное представление о психосоматике на примере возможных механизмов нарушения женского здоровья.
— Эмоции: где рождаются, как развиваются, для чего служат.
— Эмоции ходят парами. А. Лоуэн — эмоциональная схема любви.
— Фабрика счастья внутри нас. Зеркальные нейроны (И. Бауэр).
2. Подходы и школы в психосоматике (психоанализ, ТОП, ТА). История развития различных направлений.
Психоанализ
— Психоаналитический взгляд на развитие психосоматических расстройств.
— Психоаналитический взгляд на психосоматические расстройства.
— Стадии развития ребенка по Фрейду.
— Психоаналитический взгляд на то, как устроено сознание человека, как развивается, на каких стадиях происходит фиксация нерешенных задач сознания (как сознание защищается от деструкции; как фиксации и защиты отражены в характере человека; как это связано с психосоматикой).
Объектные отношения
— Психосоматический симптом как результат переживаний потери объекта.
— Развитие характера с точки зрения объектных отношений.
— Связь с представлениями о теории привязанности.
— Базовая тревожность (К. Хорни).
Телесно-ориентированный подход
— Развитие характера по бодинамической концепции Лизбет Марчер.
— Эго-состояния с точки зрения тела.
— Мышечные зажимы.
— Развитие ребенка до 7 лет.
Трансактный анализ
— Взгляд Эрика Берна на внутрипсихический мир человека.
— Знакомство с внутренним ребенком, раненным ребенком, золотым ребенком.
— Что такое внутренний родитель и внутренний взрослый? Какое отношение это имеет к психосоматике?
Модуль 2. Личность в психосоматике и психологии
Теории личности в психосоматике. Зависимости, убеждения, манипуляции. Профессиональное и родительское выгорание.
Курсы модуля:
1. Личность в психосоматике.
— Классификация личности по Кречмеру.
— Взгляд Юнга на личность.
— Личностные профили Майерс — Бриггс.
2. Зависимости и роли выживания.
— Роли выживания.
— Основы для возникновения психологических зависимостей.
— Предрасположенность к психологическим зависимостям.
3. Убеждения.
Убеждения как ценности человеческой личности.
Убеждения как ограничивающие ценность человека. А. Эллис.
4. Манипуляции и границы.
— Способы использования психологических защит.
— Манипулятивные приемы.
— Выстраивание границ. В том числе в виде телесного ощущения и осознавания. Ассертивное поведение.
5. Профессиональное и родительское выгорание.
— Родительское выгорание.
— Телесно-ориентированные методы помощи и восстановления ресурсов.
Модуль 3. Внутренняя картина болезни и социальный контекст, психодиагностика в психосоматике.
Психосоматические заболевания, стресс, посттравматическое стрессовое расстройство, депрессия, следствие детско-родительских отношений, психодиагностика.
Курсы модуля:
1. Болезнь как следствие когнитивных дезадаптивных установок.
Картина болезни и ее совпадение с картиной личности, с социальными ролями личности. Роли социального взаимодействия.
2. Стресс. Психосоматический ответ на стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство. Биопсихосоциальный подход. Смысл биологического реагирования организма. Напряжение и расслабление как ответная реакция тела. Новая германская медицина.
— Запредельный стресс. Стратегии поведения при стрессе.
— Психосоматика как результат стресса.
— Стресс хороший и плохой.
— Стадии стресса. Накопленный стресс.
— Реакция на стресс, копинг-стратегии.
— Эмоциональное застревание.
— Выученная беспомощность и внутренний конфликт.
— Психосоматика как рефлекторная реакция.
— Симптомы, возникающие в момент запредельного стресса.
3. Психосоматика как следствие детско-родительских отношений.
4. Психологическая коррекция при психосоматических заболеваниях
Психосоматические заболевания различных систем организма:
— Желудочно–кишечный тракт
— Дыхательная система
— Сердечно-сосудистая система
— Кожа
— Психосоматика лишнего веса
— Психосоматика бесплодия
— Психосоматика женских заболеваний
— Зависимости как психосоматическое приспособление
Специфика работы с психосоматическими заболеваниями различных систем организма. Что нужно делать, как жить, чтобы поддерживать максимальный уровень здоровья в своем организме?
5. Депрессивные расстройства. Соматизированная депрессия.
Шкала Бека. Объяснительные модели депрессии. Эмоциональное выгорание.
6. Тревожные расстройства.
Тревожность как тип личности. Тревога как привычка. Страхи и фобии. Понятие декомпенсации и компенсации.
7. Диагностика в психосоматике
Модуль 4. Базовые практические инструменты для работы с психосоматическими нарушениями.
Диагностические методы и прикладные инструменты в работе психолога.
Курсы модуля:
Часть 1. Вегетативная нервная система, дисбаланс и навыки саморегуляции,
техники работы с эмоциями и телом.
Часть 2. Лучшие техники для работы с собой и другими. Дыхательные техники для работы с эмоциями.
Часть 3. Визуализация и техники управляемого воображения.
Часть 4. Особые состояния сознания как доступ к образной и чувственной сфере человека.
Итоговая аттестация