Урок 1. Самые распространенные методики обучения детей счету
Умение считать делает жизнь даже взрослого человека намного легче, ведь оно позволяет быть более эффективным в работе, экономить время, достигать более высоких результатов. Что же касается детей, то навыки устного счета нужны, чтобы они могли более успешно овладевать точными науками, когда будут учиться в школе, а также грамотно оперировали объектами окружающего мира.
Как уже стало ясно, думать о том, как же научить свое драгоценное чадо считать, нужно еще задолго до того момента, когда придет пора идти в первый класс. Именно из-за потребности в соответствующих обучающих методиках и актуальности этого вопроса вообще не только специалисты по дошкольному образованию, но и сами родители на протяжении многих лет, учась на своих ошибках, придумывали различные способы научить детей считать.
Урок 2. Преимущества и недостатки основных методик обучения детей счету
Во втором уроке мы говорили о самых распространенных методиках обучения детей счету. В этом же уроке мы более подробно разберем упомянутые нами ранее методы Николая Зайцева и Глена Домана, конкретнее побеседуем о счете на пальцах и устном счете, а также укажем на плюсы и минусы всех этих способов.
Мы уже поняли, что умение считать, вместе с умением читать и писать, относится к первой ступени в домашнем обучении. Вполне вероятно, вы уже попробовали свои силы в обучении счету ребенка, и, скорее всего, заметили, что успеха можно достичь, даже не имея специальных дидактических средств и педагогических навыков.
Урок 3. Подготовка к счету для самых маленьких: советы, занятия, игры, книги
Научить считать можно любого ребенка. Вопрос лишь в том, как это сделать. Несмотря на то, что счет (в том числе и быстрые вычисления) не представляет собой серьезной сложности, одним детям он дается чуть ли не в мгновение ока, а другие понимают информацию с трудом. Не зная, как донести до малыша, казалось бы, элементарных вещей, некоторые родители прибегают к всевозможным ухищрениям, а другие и вовсе опускают руки. В вопросе полноценного воспитания и развития личности ни то, ни другое совершенно не годится, и выход из положения есть один – знать, как, когда и что нужно делать. Об этом мы и поговорим.
Урок 4. Изучение чисел
Любое обучение счету и числам всегда должно начинаться с усвоения элементарных количественных понятий, таких как «много», «мало», «больше», «меньше», «поровну» и т.п. И дети легко уясняют их еще в ясельном возрасте. Ваша основная родительская задача – просто помочь им в этом. Формировать же навыки количественного сравнения можно в процессе каждодневной жизни. Так, вместе с малышом можно сравнивать количество конфет или бутербродов, квартир на площадках и ступенек на лесенках, косичек и бантиков у девчушек и т.д. Однако приниматься сразу за большие группы предметов не нужно, ведь все должно начинаться с малого.
После освоения количественных понятий наступает пора знакомства малыша с миром чисел. Как вам уже известно, происходить это должно в интересной и увлекательной для ребенка форме, для чего и следует применять методы, рассмотренные нами в первых уроках.
Урок 5. Принципы обучения счету. Счет до 10, до 20 и до 100. Счет столбиком
Как только дети достигают возраста 2-3 лет, приходит время заниматься с ними счетом более серьезно, нежели просто рассказывать, что такое «мало» и «много», и сколько будет «2 + 2». Этот возрастной период характеризуется максимальной познавательной активностью, а когнитивные способности достигают своего пика. Поэтому-то и сами ребятишки отличаются любознательностью и желанием научиться чему-то, чего не умели раньше. В итоге поступающая информация ложится на благодатную почву, а затем начинает активно применяться детьми в их взаимодействии с окружающими предметами и людьми.
Но при обучении ребенка счету всегда следует иметь в виду, что некоторые данные могут усваиваться несколько проблематично. Ребенок может, например, упустить какие-то числа из числового ряда или вовсе изменить их очередность. Причиной этому служит избирательность детской памяти – по большей части в ней задерживается то, что вызвало в сознании эмоциональный отклик, в частности – интерес. Поэтому и обучение следует строить с основой на нескольких основополагающих принципах, с которыми вам обязательно нужно познакомиться.
Урок 6. Изучение таблицы умножения
Цифры изучены, основные математические понятия усвоены, ребенок свободно считает до сотни, складывает и вычитает – все это говорит о том, что пора приступать к изучению таблицы умножения.
Таблица умножения может даваться будущему школьнику сложнее, чем основы математики, и как родитель, заинтересованный в развитии своего чада, вы обязаны оказать ему в этом деле поддержку. Как и раньше, вам потребуется солидная доля терпения и настойчивости.
Урок 7. Устранение проблем с математикой
В этом уроке мы постараемся рассмотреть не столько проблемы с технической стороной усвоения математических знаний, сколько проблемы более глобального, можно сказать, психологического характера.
И причин тому несколько. О них вы узнаете в этом уроке.
Урок 8. Как влюбить ребенка в математику
Можно бесконечно заниматься с ребенком математикой, учить таблицу умножения, решать сотни примеров, но все равно так и не добиться того, чтобы он начал испытывать к этому предмету теплые чувства. Для множества детей математика представляет собой не только сложный, но и очень скучный предмет. В итоге числа, примеры и задачи и неинтересны детям, и даются им с большими трудностями. Многие родители в таких случаях приходят к выводу, что у их детей гуманитарный склад ума, однако далеко не всегда причина кроется в отсутствии способностей к техническим наукам и проведению всевозможных вычислений.
Как известно, отношение к чему-либо автоматически воздействует на желание иметь с этим дело. Вспомните себя: как часто бывает, что вам что-то не нравится, вследствие чего, даже если приходится с этим взаимодействовать (выполнять какие-то дела, решать какие-то задачи, общаться с конкретными людьми), вы не проявляется совершенно никакого энтузиазма. Точно так же обстоит ситуация и в контексте нашей темы. Вполне вероятно, неудачи ребенка в математике связаны с тем, что он просто не любит ее. И чтобы исправить ситуацию, нужно знать способы, посредством которых можно привить своему чаду любовь к математике. Помните, что в первую очередь ваша задача, как родителя-педагога – это донести до сознания дитя, что математика может быть и интересной, и полезной, да и вообще от нее можно получать удовольствие.
Урок 9. Простейшие математические приемы
Рассмотрев самые важные вопросы и наиболее трудоемкие моменты в процессе обучения детей счету, теперь мы можем позволить себе немного расслабиться. Сегодня мы познакомимся с десятью простейшими математическими приемами, которые, во-первых, помогут осознать вашему ребенку, что математика – это просто и интересно, а во-вторых, научат его получать удовольствие от вычислений. Впрочем, и вам самим, как родителям, будет полезно освежить в памяти арифметические знания и, быть может, открыть для себя нечто новое.
Представленные ниже математические приемы улучшат навыки вашего драгоценного чада и ускорят его выполнение математических приемов в уме.
- Во-первых, представленный раздел нашего курса посвящен обучению счету детей преимущественно дошкольного и младшего школьного возраста.
- Во-вторых, о многих технических проблемах уже шла речь в первых уроках данного раздела, и мы дали предостаточно информации на тему того, как избежать самых распространенных ошибок, из-за которых и возникают технические проблемы.
- В-третьих, психологический аспект важен потому, что уже в младшем возрасте можно проследить, возникают ли у ребенка трудности с усвоением материала, испытывает ли он тягу к математическим знаниям, к чему больше тяготеет – к гуманитарным или точным наукам.
Далее предлагаем немного передохнуть и получить заряд дополнительной мотивации для прохождения курса.