Урок 1. Базовые принципы и основные методы обучения детей письму
Как и следует понимать, процесс обучения детей письму основывается не только на определенной методологии, но и на конкретных общедидактических принципах.
Поэтому сначала мы расскажем именно о них, а затем поговорим о методиках.
Урок 2. Как научить ребенка писать: подготовка, игры, хитрости, рекомендации
Научить ребенка писать – задача, пусть и сложная, но вполне выполнимая, причем под силу она любому ответственному родителю. Вопрос состоит скорее в том, когда следует приниматься за дошкольное обучение, ведь если начать слишком рано, в будущем у ребенка могут появиться проблемы. Именно по этой причине первое, чему нужно уделить внимание – это развитие мелкой моторики.
Например, знаменитый педагог Василий Сухомлинский говорил о том, что истоки детских способностей и талантов находятся на кончиках пальцев детей. Далеко не секрет, что с развитием мелкой моторики развиваются и соответствующие отделы мозга, тренируется мышечная память, внимание, усидчивость, т.е. происходит самая настоящая подготовка к письму. И здесь нужно «ловить момент», когда требуется сделать все, чтобы уже в первом классе ребенок мог легче учиться.
Урок 3. Обучение письму самых маленьких
В прошлом уроке мы уже начали разговор о подготовке детей к обучению письму. Далее мы продолжим эту тему и одновременно перейдем к практике начального обучения. Как уже стало понятно, подготовка начинается еще за несколько лет до школы. Но многие родители, торопясь быстрее приступить к занятиям наспех изучают методы, но совершенно не уделяют внимания самоконтролю, т.к. только он позволяет избежать совершения наиболее распространенных ошибок. Самая главная из них – это слишком раннее начало обучения.
По мнению педагогов начальных классов, основанному на многолетнем опыте работы, родителям не стоит заниматься обучением детей в дошкольном возрасте письму (особенно прописью). И категоричность этого мнения, конечно же, основана на ряде конкретных причин:
Урок 4. Письмо прописью
Несмотря на то, что обучение детей правильному письму является одной из важнейших задач школьной системы образования, а надлежащая дошкольная подготовка всегда приветствуется, требование к этой самой дошкольной подготовке есть только одно – чтобы ребенок знал алфавит. Что же касается навыка красивого написания букв, то здесь все – как бог на душу положит – для «зачисления» в первоклассники этого не требуется.
Но и заботливые родители в свою очередь не хотят пускать развитие своего чада на самотек или перекладывать ответственность за это на плечи единственно педагогов. Поэтому и дошкольные занятия письмом – далеко не редкость. И тут мы вновь возвращаемся к наблюдениям учителей: было замечено, что дети, обучавшиеся письму в домашних условиях еще до школы, придя в первый класс, зачастую пишут хуже тех, кто начал осваивать столь трудный навык уже за партой.
Урок 5. Учимся писать грамотно и без ошибок
Навык красивого и грамотного письма можно смело причислить к показателям развития личности и индивидуальной культуры человека. К сожалению, от рождения ни у кого нет способности образцово выводить буквы, соблюдать правила их написания и не делать ошибок. Лишь упорный труд родителей и ребенка позволяет развить умение грамматически верно писать уже в раннем возрасте.
В дошкольный период и в младших классах дети допускают на письме множество оплошностей, причем даже в тех случаях, когда переписывают текст с какого-то образца или доски, воспринимая чужую речь на слух или выражая собственные мысли. И это, наряду с обучением детей письму печатных и прописных букв, является еще одной темой, которую обязательно следует рассмотреть. Шестой урок мы начнем с описания основных принципов обучения детей грамотному письму, а продолжим методами обучения детей списыванию с образцов и письма под диктовку.
Урок 6. Избавление от безграмотности на письме. Преодоление нежелания заниматься
Многие детишки никак не могут понять, почему так важно быть грамотным и писать грамотно. Они спокойно пишут «арел», «мыш», «орбуз», и все в порядке – какая разница – «а» или «о» в слове, ведь и так всем ясно, о чем речь. Исходя из этого, первое, что нужно сделать, – это самому ребенку объяснить важность грамотности.
Грамотность, и в частности – грамотность на письме, является сегодня признаком образованности человека. Школьнику же быть грамотным необходимо по той причине, что письменные задания и работы есть во всех предметах, а это значит, что грамотность нужна всегда. К тому же одноклассники, а в некоторых случаях и учителя, часто шутят над детьми, не умеющими грамотно писать, и подтрунивают над ними. А кому приятно, когда его «тыкают носом» в его же ошибки, да еще и ерничая при этом?
Урок 7. Учимся писать сочинения
Уметь писать сочинения школьнику так же нужно, как и умение переписывать тексты с образца, писать под диктовку и т.д. Причем нужен этот навык даже тем, кто не был награжден природой литературным талантом. Таким образом, если одни дети пишут сочинения без проблем, то другим это может даваться очень трудно. Как же вести себя в такой ситуации? В чем может состоять эффективная помощь родителей?
Урок 8. Обучение ребенка письму на иностранных языках
Для полноценной жизни, открывающей множество новых перспектив и возможностей, современному человеку крайне необходимо знать хотя бы какой-то один иностранный язык. Со знанием иностранного языка можно поступить в вуз с соответствующими требованиями, поехать учиться по программе обмена студентами за границу, завести новые знакомства с людьми по всему миру, устроиться на хорошую должность в крупную международную компанию и т.д. А если взять во внимание тот факт, что лучше всего усваивать новые знания в юном возрасте, то и иностранному языку следует начинать обучаться еще до школы или хотя бы в первых классов.
О том, как научиться читать на иностранном языке, речь шла в первом блоке нашего курса. Теперь же мы продолжим тему иностранных языков, но рассмотрим ее в ключе обучению именно письму. А в качестве «подопытного» языка мы снова возьмем английский. Причины аналогичные: английский язык является международным, очень популярным, востребованным и достаточно легким для освоения. Так что поехали, или как говорят американцы: «Let’s it!».
Урок 9. Обучение ребенка печати на клавиатуре
Современная жизнь уже совершенно немыслима без компьютеров. Они сопровождают человека везде, от дома до рабочего офиса, от кофейного аппарата до кассы магазина. Даже без разговоров о глобальной компьютеризации становится ясно, что уметь работать с компьютером сегодня нужно обязательно. Во многих учебных заведениях (пока преимущественно на Западе, конечно) место тетрадок и ручек на школьных партах заменили ноутбуки. О преимуществах и недостатках внедрения компьютеров в систему образования мы тоже как-нибудь поговорим на страницах нашего интеллектуального клуба, а пока продолжим.
Сейчас и взрослого, который не умел бы работать на компьютере, встретишь не часто, что уж говорить о детях. Но если поколению среднего возраста достаточно знать базовые программы и уметь пользоваться интернетом, а дедушкам и бабушкам вполне хватает навыков манипулирования кнопочным сотовым телефоном, то современным детям нужно владеть премудростями пользовательской компьютерной науки. И одним из базовых навыков среди них можно назвать умение быстро печатать на клавиатуре.