Раздел 1. Биологические основы поведения. Психофармакология. Введение в психиатрию и патопсихологию. Нормальное и нарушенное развитие в течение жизни.
Биологические основы поведения
В разделе освещается самые важные современные данные на стыке клинической психологии и естественных наук, а также медицины:
- современная нейроанатомия
- нейрофизиология
- поведенческая генетика
- методы оценки функционирования мозга
- неврология
В результате изучения этого раздела курса студенты узнают, как связаны между собой системы нашего организма и психические процессы. Это поможет глубже понимать и уметь объяснять клиентам то, что происходит с ними и как им будет помогать ваша работа.
Психофармакология
В данном разделе дается информация о современных подходах к медикаментозному лечению психических расстройств. Студенты смогут объяснить необходимость медикаментозного лечения своим клиентам и научатся говорить на одном языке с врачами-психиатрами.
Введение в психиатрию и патопсихологию
В этом разделе разбираются основные современные классификации психических расстройств. Студенты начнут разбираться в симптомах, которые наблюдают у клиентов, смогут предварительно определять характер расстройства и эффективно взаимодействовать с врачами-психиатрами в совместной работе.
Нормальное и нарушенное развитие в течение жизни
В разделе разбирается возрастной аспект развития психики человека как в норме, так и при нарушениях. Освещаются такие темы, как:
- психическое развитие в разном возрасте (дети, подростки, пожилые)
- нарушения развития в разном возрасте
- факторы риска и факторы защиты в течение жизни
- жизненные события и развитие
- взаимодействие организма и среды
В результате освоения этого раздела курса студенты научатся лучше понимать то, что происходит с клиентами в разные возрастные периоды, а также углубят свое понимание о созревании и разрушении психических функций.
Раздел 2. Диагностика и клиническое интервьюирование.
Диагностика и клиническое интервьюирование
Данный раздел курса освещает принципы и практику сбора данных о клиенте, на основании которых принимаются основные решения о работе. Будут рассмотрены различные способы сбора данных, от стандартизированных методик до беседы и наблюдения. Отдельное внимание будет направлено на понимание возможностей и ограничений каждого из методов диагностики.
В результате изучения данного раздела студенты не только получат готовые способы сбора данных о клиенте, но и научатся проводить беседу с клиентом таким образом, чтобы поддерживать альянс на протяжении совместной работы.
Раздел 3. Клинические интервенции и профилактика.
Клинические интервенции и профилактика
Данный раздел познакомит слушателей с тем, как строится стратегия работы с клиентами в клинической психологии, на каких основаниях принимаются решения о тех или иных интервенциях и какие именно интервенции приняты в современной практике. Отдельно будет обсуждаться то, как клиническому психологу взаимодействовать со смежными специалистами в работе с клиентами.
Далее будет подробно рассматриваться работа с такими запросами как:
- Расстройства настроения
- Тревожные расстройства
- Обсессивно-компульсивное расстройство
- Клиническая перспектива травматического опыта
- Аддиктивное поведение
- Расстройства личности
- Суицидальное поведение
- Психотические расстройства
- Неотложные случаи и кризисы
- Хронические заболевания и психологические симптомы
Для каждого блока раздела предусмотрена теоретическая часть о том, как функционирует данное расстройство и как с ним работают современные специалисты, а также богатая практика и отработка навыков, необходимых для такой работы.
В результате обучения студенты научатся работать с категориями клиентов, демонстрирующими признаки изученных расстройств.
Раздел 4. Мультикультурная компетентность клинического психолога. Этические вопросы в клинической практике.
Мультикультурная компетентность клинического психолога
Клинический психолог по существующим мировым стандартам должен уметь осмыслять свою работу в социальном контексте и уметь взаимодействовать с различными группами клиентов, включая дискриминируемые группы.
В данном разделе будут изучены теории личности и теории индивидуальных различий, расовые, этнические, гендерные, сексуальные, возрастные и социальные аспекты функционирования человека.
В результате освоения данного раздела студент сможет развить свою мультикультурную компетентность, являющуюся частью этических стандартов профессии.
Этические вопросы в клинической практике
Данный раздел направлен на формирование у студента навыков по построению безопасной и этичной практики. Будут рассмотрены этические дилеммы, особенно часто встречающиеся в практике клинического психолога, предложены способы их разрешения.
В результате обучения студент научится видеть те грани своей работы, где может нарушаться безопасность и этические принципы профессии, научится эффективно справляться с возможными проблемами.
Раздел 5. Супервизия.
Супервизия
Данный раздел курса максимально ориентирован на практику после обучения. Здесь будут разбираться реальные случаи из практики, даваться конкретная поддержка начинающим специалистам.
Студенты смогут начать работать с клиентами, применяя все необходимые знания и навыки, полученные на курсе, а также понимать свои возможности для дальнейшего профессионального роста.