Сложность
Сложность
Начинающий
Тип обучения
Тип обучения
Курс
Формат обучения
Формат обучения
С проверкой домашнего задания
Трудоустройство
Трудоустройство
Отсутствует
Сертификат
Сертификат
Да

Стоимость курса

990 ₽
нет рассрочки

Дорогие друзья! Перед вами наш новый курс «Урбанистика», посвященный актуальным проблемам городов. Так или иначе, эти проблемы касаются каждого из нас, проживаем мы в «каменных джунглях» городов или наслаждаемся загородной тишиной и покоем. Касаются потому, что любые процессы в больших и малых городах сказываются на жизни сел и деревень.

Так, открывающиеся перспективы лучшей жизни вызывают отток населения из сельской местности и нехватку рабочих рук в аграрном секторе. Ухудшение экономической ситуации, сокращение рабочих мест и нехватка средств на аренду жилья и питание вызывают обратный отток жителей «поближе к земле», где можно завести подсобное хозяйство и как-то пережить трудные времена.

Впрочем, мы оптимисты, и верим, что города, как и всех нас, ждет лучшее будущее, иначе бы просто не брались за разработку данного курса. И начнем мы, как как уже стало традиционным, с вводного урока.

Рекомендуем внимательно прочитать этот урок, чтобы потом лучше ориентироваться, чего ожидать от каждого из последующих уроков и курса в целом.

Цели и задачи курса

Курс направлен на формирование базовых представлений об урбанистике, городском дизайне, архитектуре, типах жилых домов и городской застройки, а также развитии транспортной и прочей инфраструктуры города, благоустройстве, городском дизайне, формировании комфортной городской среды.

В рамках нашего курса урбанистика рассматривается в тесной взаимосвязи с процессами исторического и социально-экономического развития, влиянием географических факторов и культурных трендов. Изучив наш курс, вы станете лучше разбираться во всех этих процессах. А возможно, сможете определиться, где вам лучше жить: в городе или за городом.

Что такое урбанистика?

Урбанистика – это наука, которая изучает город в контексте развития городской среды и взаимодействия различных городских систем: городского транспорта, городского хозяйства, городской застройки, городской инфраструктуры, городских коммуникаций с целью решения насущных проблем горожан.

Урбанистика изучает внутригородские процессы в тесной связи с воздействием внешних факторов: социально-экономических, экономико-географических, экологических, политических, культурных и прочих. Следует уточнить, что комфортная городская среда – это одновременно и продукт, и процесс взаимодействия проживающих в городе людей с городскими системами.

В свою очередь, урбанист – это специалист в области городского планирования. Урбанист может специализироваться на таких аспектах, как проектирование детских и спортивных площадок, городских парков и всего, что делает комфортной городскую среду.

Собственно, комфортная городская среда – это то, ради чего придумана урбанистика, ради чего работают архитекторы, градостроители, урбанисты, ученые, социологи и все, кто задействован в системе планирования и развития городов. Да, есть целая наука «социология города», и мы об этом тоже будем говорить в нашем курсе. Над вопросом «как сделать среду проживания лучше», уже которое столетие бьются лучшие умы эпох.

Почему же до сих пор нет «волшебной пилюли» или «волшебного проекта», который сделал бы жизнь во всех городах комфортной для всех? Дело в том, что сделать хорошо «все, для всех и сразу» невозможно в принципе. Люди разные, следовательно, интересы у них тоже отличаются. Города тоже разные, и их основные характеристики тоже отличаются и привлекают разных людей.

Более того, за долгие годы сформировались способы устойчивого восприятия имиджа многих городов. Так, Москва у многих жителей российской глубинки ассоциируется с городом-мечтой, городом больших, почти безграничных возможностей, что в значительной степени верно. Иваново давно воспринимается как «город невест», хотя мужчины там, разумеется, тоже живут. Когда говорят о Париже, сразу думают о красоте и романтике, когда говорят про Лос-Анджелес, мы сразу представляем Голливуд.

Примеров можно привести множество, а суть их всех в том, что невозможно создать некий универсальный город, в котором будут удовлетворены запросы сразу всех. Или такой город будет просто безразмерным, и уж точно некомфортным в плане расстояний между различными объектами. Представьте, что и будущим звездам мирового кино, и технологам текстильного производства нужно ехать не в Голливуд и Иваново соответственно, а в какой-то один универсальный город, готовый трудоустроить и тех, и других. Многие, скорее всего, просто не доедут.

И даже для того, чтобы сделать город комфортным для простого обывателя, нужно учесть множество факторов. Это рельеф местности и тип грунта, что важно для застройки и прокладки дорог и коммуникаций. Это «роза ветров», чтобы южные города хорошо продувались ветрами в зной, а северные не страдали от холодных ураганов зимой.

Это учет сторон света при ориентировке зданий так, чтобы обеспечить максимальную инсоляцию помещений, однако при этом не тратить дикие средства на кондиционирование в жару. Есть даже сведения, что расположение рабочих мест «лицом» в ту или иную сторону света (юг, юго-восток, север, северо-запад и т.д.) влияет на производительность труда в различных сферах [О. Лихачева, 2014].

Существует масса нюансов с обустройством дворов, подъездов, парков, скверов, тротуаров. В идеале они должны быть удобны и доступны и обычным пешеходам, и мамам с колясками для детей, и пенсионерам, и инвалидам. Поэтому безбарьерная среда – актуальный тренд формирования комфортной городской среды.

Кроме того, улицы, дворы и скверы должны быть безопасны. Родители должны быть уверены, что во дворе ребенка не собьет машина, а в парке не покусает собака. Людям должно быть удобно переходить улицу, а разрешающий сигнал светофора должен гореть достаточно долго, чтобы перейти дорогу успели пожилые люди и инвалиды, которым тяжело двигаться быстро.

Улицы, дворы и подъезды должны быть освещены на протяжении всего темного времени суток, потому как не зря говорят, что «один работающий уличный фонарь заменяет двух полицейских». А городское пространство должно быть разнообразным с тем, чтобы на улице максимально продолжительное время могли находиться люди. Поэтому важно, чтобы людям было, чем заняться на досуге: ходить в театр, кино, на концерты и в рестораны, заниматься спортом на спортплощадках и в фитнес-центрах, делать покупки, общаться, да просто дышать свежим воздухом.

В любом случае, улицы не должны пустеть после вечернего «часа пик». Как говорится, «свято место не бывает пусто», и если улицы станут непривлекательны для обычных граждан, на улицу с наступлением темноты (а то и раньше!) выйдут асоциальные личности и преступники. Такое засилье бомжей, хулиганов и грабителей способно сделать некомфортным любой город. Полностью спальный район, напрочь лишенный развлечений и какой-либо инфраструктуры для отдыха, тоже мишень для преступников.

Классический пример – Детройт, когда-то «автомобильная столица мира», а после выноса автомобильного производства в другие страны – город-призрак с одним из наивысших показателей преступности. Попытки исправить ситуацию предпринимаются, но даже закоренелые оптимисты понимают, что это дело не одного года [Власть, 2020]. Одной из задач курса как раз и является разобраться не только в том, как нужно развивать город, чтобы сделать его комфортным, но и понять, чего нельзя делать категорически, чтобы не «убить» город и его инфраструктуру.

Тем не менее интересных наработок, как создать комфортную городскую среду, сегодня немало. Точечно можно даже улучшить экологию города, «подняв» двор на высоту 10 метров и улучшив показатели чистоты воздуха на 5% [Ю. Борисов, 2017]. Каким образом? Для этого используются так называемые «стилобаты», и об этом мы тоже будем говорить в уроках курса.

Еще раз напомним, что урбанистика – это наука, которая изучает город в контексте развития городской среды и взаимодействия различных городских систем: городского транспорта, городского хозяйства, городской застройки, городской инфраструктуры, городских коммуникаций с целью решения насущных проблем горожан. Интересы горожан и комфортная городская среда – краеугольные камни урбанистики, и именно исходя из этого мы и построили наш курс.

Для кого предназначен курс?

По большому счету, курс «Урбанистика» будет полезен каждому современному человеку, живущему в городе либо желающему переехать в город. Пройдя его, вы будете более адекватно представлять себе, что такое комфортная городская среда с научной точки зрения, и понимать, насколько реально улучшить среду обитания, в которой вы сейчас находитесь. И, конечно, существуют категории граждан, кому наш курс «Урбанистика» будет полезен в первую очередь.

Кому будет полезен курс:

  • Старшеклассникам, которые рассматривают в качестве возможной будущей специальности такие, как «Урбанистика», «Градостроительство», «Городской дизайн», «Государственное и муниципальное управление».
  • Студентам, которые рассматривают возможность перевода на вышеперечисленные специальности и хотели бы получить первоначальное представление о них.
  • Государственным служащим, недавно начавшим свою карьеру в органах муниципальной власти и не имеющим профильного образования.
  • Руководителям органов ЖКХ, ТОС, ТСЖ и кондоминиумов, не имеющим профильного образования в сфере урбанистики, градостроительства, городского и муниципального управления.
  • Журналистам, работающим в редакциях новостных служб и задействованным в освещении работы муниципальных органов власти, ЖКХ и прочих ответственных за создание комфортной городской среды служб.
  • Блогерам, желающим специализироваться на критике городской власти и городских служб.
  • Всем желающим расширить свой кругозор и квалифицированно поддержать любую дискуссию на тему городской жизни, благоустройства, работы транспорта и т.д.
  • Всем желающим понять «психологию города» и поймать его ритм.

В нашем курсе достаточно сложные вещи изложены простым языком, что облегчает первоначальное понимание и может служить базой для дальнейшего получения знаний – самостоятельного или же в специализированном учебном заведении. Обращаем ваше внимание, что наш курс не является заменой профильному образованию и профильным курсам, которые преподают в высших учебных заведениях.

Как проходить курс?

Ввиду того, что мы разработали структуру курса, отражающую базовые элементы урбанистики и позволяющую рассмотреть их по мере возрастания сложности, мы советуем изучать уроки последовательно от первого до последнего.

Если какая-либо тема покажется вам знакомой или не слишком важной, все равно просмотрите текст, чтобы убедиться, что ничего не упустили, когда формировали свое представление о том или ином аспекте урбанистики.

Напоминаем, что наш курс «Урбанистика» не является заменой профильному образованию и дает лишь общее представление о такой сложной и многогранной области знаний, как урбанистика.

Что вы получите после обучения

Приобретаемые навыки
1
Знание основ урбанистики
2
История урбанистики
3
Виды застройки
4
Транспортная инфраструктура
5
Городское пространство
6
Экология города
Сертификат, ссылками на который можно делиться с другими людьми

Образовательная организация

Онлайн-платформа по обучению soft skills
 
Развиваем надпрофессиональные навыки: креативность, скорочтение, память, эмоциональный интеллект, критическое мышление и многое другое.

Чему можно научиться на 4brain?

Некоторым полезным навыкам редко учат в школе или вузе. Именно поэтому мы сделали проект 4brain.ru, чтобы вы смогли освоить эти навыки:
 
Сам себе психолог
Знания и умения, как поддерживать своё здоровье на хорошем уровне.

Мозг и нейронауки
Техники по развитию когнитивных способностей и обходу ловушек мышления.

Критическое мышление
Умение мыслить независимо и не поддаваться на обман и самообман.

Сторителлинг
Умение красиво писать и излагать свои мысли.

Изобретательство
Применение креативных алгоритмов решения нетривиальных задач.

Быстрое чтение
Способность быстро читать и эффективно усваивать информацию.

Мнемотехники
Приёмы эффективного запоминания разной информации.

Психология отношений
Умение быть счастливым с близкими людьми, и делать их счастливыми.

Психорегуляция
Управление своими эмоциями и психическим состоянием.

Русский язык
Грамотная письменная и устная речь.

Профайлинг
Анализ поведения людей, их жестов и мимики.

Тайм-менеджмент
Управление своим временем, умение планировать и достигать целей.

Самообразование
Приёмы эффективного освоения новых знаний, умений и навыков.

Самопознание
Понимание своих сильных и слабых сторон.

Современная риторика
Умение достигать своих целей, выступая на публике.

Когнитивистика
Применение специальных техник мышления для решения задач.

Техники коммуникаций
Приёмы эффективного взаимодействия с людьми.

Техники изучения языков
Специальные приёмы и мнемотехники для изучения любого иностранного языка.

Здоровье человека
Знания и умения, как поддерживать своё здоровье на хорошем уровне.

Программа курса

Уроки и структура курса

Чтобы вам было легче разобраться с такой сложной и многогранной наукой, как урбанистика, мы разработали структуру курса, отражающую базовые элементы урбанистики и позволяющую рассмотреть их по мере возрастания сложности, на каждом этапе углубляя познания относительно той или иной темы.

 

Урок 1. История урбанистики, возникновение, развитие и классификация городов
Цель урока – изучить закономерности возникновения и развития городов в историческом контексте, разобраться с основными трендами внутри данного процесса и понять, какие существуют классификации городов на сегодняшний день. Изучив урок, вы научитесь понимать взаимосвязь исторических процессов, возникновения и становления городов.

 

Урок 2. Геометрия города: виды застройки
Цель урока – изучить основные урбанистические идеи прошлого, которые предопределили современную застройку городов, а также основные виды застройки, которые практикуются в городах сегодня. Изучив материал урока, вы научитесь воспринимать геометрию городов, как продолжение исторического контекста идей оптимального устройства города.

 

Урок 3. Развитие транспортной инфраструктуры
Цель урока – изучить типы городских улиц и дорог, нюансы использования разных видов общественного и арендованного транспорта, методы борьбы с пробками и нехваткой стояночных мест для личного транспорта, а также перспективные варианты организации пешеходного движения. Изучив урок, вы получите представление о вариантах решения различных транспортных инфраструктурных проблем в современном мире.

 

Урок 4. Городское пространство
Цель урока – разобраться, что представляет собой городское пространство, как происходит формирование комфортной городской среды, что такое «умный город» и какие составляющие для этого необходимы. Изучив урок, вы поймете, из чего складывается городское пространство и что нужно, чтобы городская среда стала комфортной.

 

Урок 5. Городской дизайн
Цель урока – разобраться, что такое городской дизайн, понять, из чего он складывается и каковы его основные элементы. Пройдя данный урок, вы получите представление, как решаются задачи городского дизайна, наружной рекламы, освещения и озеленения в разных городах и странах, и поймете, чего можно реально требовать от городской власти по этим вопросам.

 

Урок 6. Типы жилых домов
Цель урока – разобраться, какие существуют типы жилых домов и типы квартир, каким требованиям должно отвечать жилое строение. Изучив данный урок, вы будете ориентироваться в особенностях, преимуществах и недостатках каждого типа жилья, а также узнаете, какие существуют правила использования общих пространств (подъезд, двор, тротуары, прочее).

 

Урок 7. Экология города и выбор жилья
Цель урока – разобраться, каким экологическим параметрам должен отвечать город, чтобы быть безопасным для горожан, и какие города в России и мире в наибольшей степени отвечают этим параметрам. Изучив урок, вы будете ориентироваться в действующих нормативах и сможете применить их на практике, выбирая жилье.

Еще одним немаловажным моментом является прохождение курса, и этому вопросу мы хотим уделить отдельное внимание.

Рейтинг курса

3.6
рейтинг
0
0
0
0
0
обновлено 08.11.2024 16:02
Урбанистика: развитие городов

Урбанистика: развитие городов

Оставить отзыв
Поделиться курсом с друзьями