Сложность
Сложность
Продвинутый
Тип обучения
Тип обучения
Курс
Формат обучения
Формат обучения
С проверкой домашнего задания
Сертификат
Сертификат
Да

Стоимость курса

2 800 ₽
нет рассрочки

Цель курса - - теоретическая и практическая подготовка слушателей к преподавательской деятельности в высшей школе. Курс посвящен изучению современных педагогических технологий и сравнительному анализу использования различных форм и методов обучения студентов по естественнонаучным направлениям подготовки. Курс направлен на формирование коммуникативной культуры будущих преподавателей вуза и учит разрабатывать методическое обеспечение для любого учебного курса. Особенность курса – практическое использование учебно-методических материалов. сли Вы хотите глубже познакомиться с историей становления и развития высшего образования в России, научиться понимать и направлять мотивацию студентов, удерживать их внимание на занятии, находить взаимопонимание со студентами, а также использовать современные педагогические приемы при чтении лекций и проведении семинарских занятий, то присоединяйтесь к нашему курсу!

Форма обучения
Заочная с использованием дистанционных образовательных технологий

Образовательная организация

Общая информация

  • Программы дополнительного образования МГУ
  • Открытые лектории в Московском университете
  • «МГУ — школе»
  • «Университет без границ»
  • Подготовка к поступлению
  • Школы юных, кружки и образовательные курсы для школьников при факультетах МГУ
  • Общеуниверситетские подготовительные курсы
  • Подготовительные курсы факультетов МГУ (бакалавриат, специалитет, магистратура)
  • Мероприятия для школьников в музеях МГУ

Нормативные документы

  • Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
  • Положение о повышении квалификации работников МГУ

Программа курса

Раздел 1.Нормативно-правовые основы высшего образования в России

Тема 1. История высшего профессионального образования в России
Развитие высшего образования в России. Первые университеты и направления подготовки студентов. Московский государственный университет (год основания 1755) – становление и развитие. Санкт-Петербургский университет. Казанский (Поволжский) федеральный университет (год основания 1804). Образование женщин в России. Первые негосударственные университеты. Вторая половина ХХ века – смена технократической парадигмы в образовании на гуманистическую. Возникновение новых направлений в высшем профессиональном обраовании. 

Тема 2. Нормативные документы, регламентирующие высшее образование в Российской Федерации
Управление образованием в ХХ веке в нашей стране: государственные органы и основные нормативные документы. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего профессионального образования трех поколений (середина 1990-х гг., 2000 г., 2010 г.): специфика и различия. Характеристика ФГОС высшего образования третьего поколения (2009-2010 гг.), ФГОС 3+ и ФГОС 3++. 

Раздел 2. Психологические основы высшего образования

Тема 3. Деятельность и познавательные процессы
Характеристика, мотивы и предмет деятельности. 
Общие сведения о познавательных процессах: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление. Особенности восприятия. Виды  и свойства внимания. Характеристика видов памяти. Факторы, влияющие на сохранение информации. Принципы успешного запоминания. Характеристика мышления как познавательного процесса. Операции мышления: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация, систематизация. Формы и свойства мышления. 
Вклад Выгодского Л.С., Леонтьева А.Н., Давыдова В.В., Гальперина П.Я.  и Эльконина Д.Б. в теорию деятельности и изучение познавательных процессов. 

Тема 4. Психология личности
Личность – индивид – индивидуальность. Личность в психологии, философии, этике, юриспруденции, медицине. Подходы к пониманию личности: психодинамический, гуманистический, поведенческий. Анализ понятия «темперамент». Проблема оценки и измерения темперамента.. Связь темперамента с деятельностью человека. Определение понятия характера. Связь черт характера с волевой и эмоциональной сферами, и интеллектом человека. Проблема коррекции характера.

Тема 5. Мотивация и учебный процесс
Мотивация как побудительная основа психической жизни человека. Мотивация внешняя и внутренняя. Мотив, его задача и функции. Основные характеристики потребностей. Иерархия потребностей Маслоу. Ошибки в понимании теории Абрахама Маслоу. Оптимум мотивации (законы Йеркса – Додсона).
Психология труда и менеджмента. Стэндфордский зефирный эксперимент (1960-1970 гг.). Теории мотивации: индивидуальная психология (Альфред Адлер), гуманистический психоанализ (Эрих Фромм), теория поля (Курт Левин), теория когнитивного диссонанса (Леон Фестингер), теория справедливости (Джон Стейси Адамс), теория выученной беспомощности ( Мартин Селигман) и др. 

Раздел 3. Педагогические основы высшего образования

Тема 6. Дидактика высшей школы: закономерности, принципы, цели и содержание образования
Объект и предмет педагогики.  Взаимосвязь педагогической науки и практики. Педагогика в системе наук о человеке. Ян Амос Коменский (1592 – 1670) и его труд «Великая дидактика, универсальное искусство обучения всех и всему» (1657 г.). Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах. Категории педагогики: обучение, воспитание, образование, педагогическая деятельность, педагогическая система, педагогический процесс. Общие закономерности педагогического процесса. Принципы обучения (научности, наглядности, доступности, систематичности и др.). 
Понятие «содержание профессионального образования». Структура и модульность программ бакалавриата и магистратуры. Формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у студентов.

Тема 7. Методы и средства обучения в вузе
Формы  организации обучения: формальные и неформальные (дополнительные),  индивидуальные, групповые, взаимного обучения, дифференцированного обучения по способностям учащихся, бригадное обучение. Традиционные формы обучения в вузе: лекция, семинар, практическая работа. Классификация методов обучения по источнику получения знаний – наглядные, практические, словесные, работа с книгой и видеометод. Характеристика, сущность и содержание методов обучения.  Выбор методов.
Средства обучения как носители учебной информации и инструменты деятельности педагога и обучающихся. Средства общения: речевые и неречевые. Культура речи педагога. 

Раздел 4. Формы и методы организации учебного процесса в высшей школе

Тема 8. Подготовка лекции и семинара в высшей школе
Лекция как форма образовательного процесса.  Требования к лекции, функции лекции. Виды лекций. Структура лекции. Подготовка к лекции, особенности чтения лекции. Критерии оценки качества лекции. Семинар как форма образовательного процесса. Задачи и возможности семинара. Виды семинаров: дискуссия, конференция, беседа, мозговой штурм, круглый стол, деловые и ролевые игры и др. Приемы активизации работы студентов на семинарских занятиях. Подготовка преподавателя к семинару. Критерии оценки семинарского занятия.

Тема 9. Контроль знаний в высшей школе  
Функции педагогического контроля: диагностическая, обучающая, воспитательная. Формы осуществления текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов. Правила разработки тестовых заданий (открытого и закрытого типов, на установление соответствия и др.). Критерии оценки устного ответа, реферата, выполнения практической работы. Инновационные оценочные средства: модульно-рейтинговая система, стандартизированный тест с творческим заданием, кейс-метод, портфолио, деловая игра. 

Тема 10. Организация самостоятельной работы студентов
Задачи самостоятельной работы. Виды самостоятельной работы студентов: аудиторная и внеаудиторная работа. Самостоятельная работа на лекции: опорный конспект, решение учебных задач, фрагменты лекций. Формы внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Условия эффективной самостоятельной работы. Уровни самостоятельной работы студентов: репродуктивный, реконструктивный, творческий. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя. Правила рациональной организации умственной работы.

Раздел 5. Современные педагогические технологии

Тема 11. Технологии модульного и проблемного обучения
Педагогическое проектирование и его объекты: педагогические системы, педагогический процесс и педагогические ситуации. Технологии обучения. Требования к современным педагогическим технологиям. Классификация образовательных технологий – обучение: проблемное, программированное, развивающее, проектное, модульное, интерактивное (активные методы), электронное. Понятие «обучающий модуль». Цель и принципы модульного обучения. Компетентностный подход. Особенности формирования компетенций. 
Основные функции и признаки проблемного обучения. Виды и уровни проблемного обучения. Организация проблемного обучения. Технология кейс-метода. Структура и принципы построения кейса. Особенности реализации кейс-стадии в группе.

Тема 12. Активное обучение и электронное обучение
Активные методы обучения (АМО): дискуссионные, игровые, тренинговые. Игра как инструмент обучения. Обучающие игры (ролевые, имитационные, деловые и организационно-деятельностные), технологическая структура деловой игры: подготовка, проведение и анализ результатов игры. Конструирование игры.
Дистанционные технологии и электронное обучение. История развития дистанционных технологий. Проблемы дистанционного образования. Coursera - образовательная платформа онлайн-курсов для каждого. Принципы обучения. Разделы программ. Российские вузы и их программы на  сайте www.coursera.org.  Национальная платформа «Открытое образование» (действует с сентября 2015 года) на основе платформы EDX. Принципы обучения и программы.

Рейтинг курса

2.5
рейтинг
0
0
0
0
0

Может быть интересно

обновлено 08.10.2024 09:51
«Педагогика и психология высшей школы»

«Педагогика и психология высшей школы»

Оставить отзыв
Поделиться курсом с друзьями