Латинская Америка: история и современность в литературе
Всмотримся в историю, чтобы найти общее в прошлом таких непохожих стран, как Чили, Куба, Бразилия, Мексика, Перу, Венесуэла, Гватемала, Парагвай, Колумбия, Аргентина… На лекции поймем, что объединяет культуру этих стран и отличает ее от художественного наследия европейцев. Изучим путь литературы, который привел ее к «новому» латиноамериканскому роману второй половины 20 века. Обсудим своеобразие литературы, которое проявляется в произведениях разных авторов. Среди них — аргентинцы Хорхе Луис Борхес и Хулио Кортасар, колумбиец Габриэль Гарсиа Маркес, кубинец Алехо Карпентьер, парагваец Аугусто Роа Бастос и чилиец Пабло Неруда. После этой лекции мы будем готовы к основательному чтению латиноамериканских книг.
Габриэль Гарсия Маркес: творческий путь
Сосредоточимся на представлениях Маркеса о основных возможностях и задачах латиноамериканской литературы. Обсудим творческий путь писателя: от повестей «Палая листва», «Недобрый час» и «Полковнику никто не пишет» до романа «Осень патриарха». Увидим, как постепенно и многослойно складывалось повествование романа «Сто лет одиночества».
Габриэль Гарсия Маркес: роман «100 лет одиночества»
На лекции разберем основные художественные приемы, которые создают завораживающее повествование романа «Сто лет одиночества». Поговорим о многообразии одиночества, о том, как оно представлено в литературе в целом и в книге Маркеса в частности. Соберем воедино различные представления человечества о времени и отследим, как они отразились в романе Маркеса, ставшем ключевой книгой современности.
Хулио Кортасар: путь классика к «Игре в классики»
Всмотримся в особенную роль Борхеса и Кортасара в истории взаимоотношений европейской и латиноамериканской литератур. Изучим творческий путь Кортасара и его ранние произведения. Сосредоточим внимание на новеллах, увидим, как создается их магическое воздействие на читателей. Обсудим основные особенности, объединяющие малую прозу Кортасара, а также специфику его первого романа «Выигрыши», продолжением которого стала знаменитая книга «Игра в классики».
Хулио Кортасар: «Игра в классики»
Всмотримся в сложное устройство ключевого романа Кортасара. Увидим, как в нем на всевозможных уровнях воплощается принцип игры, важнейший для современного человека. Поймем, как произведение не только представляет бесчисленные экспериментальные возможности литературы, но и становится своего рода оракулом для человечества в целом и неповторимой личности читателя в частности. Закрепим навыки пристального чтения, научившись видеть множественные смыслы в кратких эпизодах романа.