Подпишитесь на телеграмм-канал про ИИ в образовании: Егошин | Кеды профессора
Сложность
Сложность
Продвинутый
Тип обучения
Тип обучения
Курс
Формат обучения
Формат обучения
Записанные лекции
Зач. единицы
Зач. единицы
3
Сертификат
Сертификат
1 800 ₽ для получения

Стоимость курса

бесплатно
нет рассрочки

Данный курс предлагается для студентов магистратуры. BICA является перспективным, быстро развивающимся направлением на стыке искусственного интеллекта, биологии и когнитивной науки. Одно из свидетельств этого - растущее число научных публикаций, так или иначе связанных с BICA. Здесь когнитивная архитектура понимается в широком смысле, как шаблон для разработки интеллектуальных агентов. Источниками биологической мотивации являются мозг (нейронаука) и человеческая мысль (когнитивная психология). Курс обеспечит выработку у студентов базовых знаний в области когнитивных архитектур, их основных элементов и принципов, подходов к их реализации, их изучения и использования в виртуальных окружениях. Студенты узнают о глобальных проблемах искусственного интеллекта и подходах к их решению на основе BICA, а также о тестах и показателях, используемых для оценок. Некоторые ключевые понятия и темы, которые лежат в основе BICA, будут рассмотрены подробно, в том числе системы человеческой памяти, модели нейронных сетей, семантическое картирование, рассуждения здравого смысла и т.п. Особый акцент будет сделан на дорожную карту к решению проблемы БИКА (BICA Challenge) и перспективных приложений будущих BICA человекоподобного типа.

Курс является двуязычным. Материал подается в основном на английском языке с русскими субтитрами.

Что вы получите после обучения

Приобретаемые навыки
1
Когнитивная архитектура
2
Act-R
3
Soar (cognitive architecture)
4
BICA
5
Clarion
6
Icarus
7
Epic
11
Matlab
12
GMU BICA
13
EMA
14
eBICA

Вас будут обучать

Philosophiae Doctor

Должность: Профессор отделения интеллектуальных кибернетических систем офиса образовательных программ

Образовательная организация

НИЯУ МИФИ – один из лучших национальных университетов, осуществляющих подготовку элитных специалистов для атомной сферы, науки, ИТ и других высокотехнологичных секторов экономики России.

Миссия университета - генерация, распространение, применение и сохранение научных знаний в интересах решения глобальных проблем XXI века.

НИЯУ МИФИ – признанный лидер в прорывных направлениях:

- ядерные исследования и технологии;

- лазерные, плазменные и пучковые технологии;

- СВЧ-наноэлектроника;

- нанобиотехнологии, биомедицина и медицинская физика;

- информационные технологии.

Университет развивает перспективные направления:

- космические исследования и технологии;

- управляемый термоядерный синтез;

- материалы для ядерного и космического применения.

Уникальные преимущества образования в НИЯУ МИФИ:

- Уникальные образовательные программы, ориентированные на профессии будущего и перспективные научные направления

- Обучение в сотрудничестве с ведущими мировыми корпорациями и крупными научными центрами мира

- Собственные современные уникальные экспериментальные установки и центры

- Стажировки студентов в ведущих научных центрах и лабораториях мира, участие в международных научноисследовательских и инновационных проектах, экспериментах Mega science. Среди них ATLAS, ALIСE, CMS в CERN; FAIR, XFEL в DESY (Германия); ITER (Франция); ICECUBE, PAMELA (Италия); STAR и PHENIX (США); T2K (Япония).

- Модульность, междисциплинарность и индивидуализация обучения

- Соответствие образовательных программ международным стандартам инженерного образования

Новый элемент системы российского образования — открытые онлайн-курсы — cможет перезачесть любой университет. Мы делаем это реальной практикой, расширяя границы образования для каждого студента. Полный набор курсов от ведущих университетов. Мы ведём системную работу по созданию курсов для базовой части всех направлений подготовки, обеспечивая удобное и выгодное для любого университета встраивание курса в свои образовательные программы
«Открытое образование» – это образовательная платформа, предлагающая массовые онлайн-курсы ведущих российских вузов, которые объединили свои усилия, чтобы предоставить возможность каждому получить качественное высшее образование.

Любой пользователь может совершенно бесплатно и в любое время проходить курсы от ведущих университетов России, а студенты российских вузов смогут засчитать результаты обучения в своем университете.

Программа курса

Модуль 1. Общее введение.

Может ли машина иметь сознание подобное человеческому? Амбиции и проблемы искусственного интеллекта (ИИ). Когнитивные архитектуры как альтернативный подход к созданию ИИ. Интерес к данному направлению в научном мире. Сообщества исследователей когнитивных архитектур.

Основные сведения из когнитивной психологии: интроспекция, бихевиоризм, когнитивная революция и компьютерная аналогия мозга.

Модели систем памяти человека, явная и неявная, кратковременная и долговременная память. Элементы когнитивного цикла, восприятие, внимание, воображение.

 

Модуль 2. Введение в нейронауку.

Краткое введение в нейронауку: элементы нейрофизиологии и нейроанатомии, поведенческая, вычислительная, системная нейронаука. Психофизиология, визуализация активности мозга и когнитивная нейронаука.

Принципы работы нейронов и их элементов. Поведенческие корреляты нейронной активности. Виды кодирования. Локализация функций. Примеры: детекторы стимулов, зеркальные нейроны, клетки места, «бабушкины нейроны». Проблема байндинга. Дискуссия о природе воображения.

 

Модуль 3. Биологическое и машинное обучение нейросетей.

Механизмы формирования памяти в мозгу. Нейросетевые модели и аттракторы, их типы и связь с биологией и психологией. Пространственные когнитивные карты в биологии. Их роль в формировании памяти.

Элементы теории и приложения нейросетей. Эволюционное программирование и другие формы машинного обучения. Возможность связи с биологией.

 

Модуль 4. Представления знаний и семантическое картирование.

Понятия знака, символа, языка. Представления концепций и категорий в памяти человека. Семантические сети и коннекционизм. Семантические решетки и анализ концепций.

Непрерывные семантические пространства. Сильные и слабые семантические карты. Методы семантического картирования: математические, физиологические, психологические, и лингвистические аспекты. Типы семантических карт и их применение. Семантическое картирование активности мозга и «чтение мыслей».

 

Модуль 5. Принципы, разнообразие и эволюция когнитивных архитектур.

Эволюция подходов к созданию интеллектуальных агентов. Понятие когнитивной архитектуры. Когнитивная архитектура как воплощенный интеллектуальный агент, как язык программирования и как теоретический фреймворк.

Общая теория когнитивных архитектур. Системы памяти, когнитивный цикл. Иерархия когнитивных архитектур. Тенденции расширения и слияния моделей БИКА. Общая минимальная когнитивная модель (Common Model of Cognition) и максимально расширенная функциональная схема BICA. Понятие критической массы.

Принципы работы наиболее известных конкретных когнитивных архитектур: Soar, Act-R, Clarion, Icarus. Гибридные БИКА. Обзор разнообразия моделей БИКА. Пример GMU BICA. Таблица когнитивных архитектур.

 

Модуль 6. Моделирование эмоций и эмоциональные когнитивные архитектуры.

Типы вычислительных подходов к моделированию эмоций. Дискретные и компонентные модели. Аффективные пространства. Логические и статистические подходы: модальные логики, исчисления ситуаций, BDI-модели, методы индуктивного вывода. Примеры эмоциональных когнитивных архитектур (EMA).

Зачем роботу нужно чувство юмора? Проблема моделирования сложных и социальных эмоций. Моральные схемы. Пример eBICA.

 

Модуль 7. Память о прошлом и будущем, возможном и невозможном.

Эпизодическая память. Проспективная и ретроспективная автобиографическая память. Консолидация и реконсолидация. Ретроградная и антероградная амнезия. «Теория Мысли». Понятия «я», манипуляции с памятью. Свобода воли, детерминизм, доверие.

Виды метамышления. Социальный и нарративный интеллект. Фабула и сюжет. Персонаж и роль. Автор и актор. Нарративная сеть и рабочий сценарий. Нарративное планирование, автономная генерация целей, правдоподобные персонажи. Социально приемлемые интеллектуальные агенты.

 

Модуль 8. Обучение человека, БИКА и путь к критической массе ИИ.

Проблема обучения в педагогике. Виды обучения. Активное обучение. Обучение путем рассуждения и решения задач. Саморегулируемое обучение. Метаобучение. Роль эмоций, воображения, социального и метамышления в реализации способности к обучению.

Воплощение теорий и моделей обучения человека в компьютере. Интеллектуальные тьюторинговые системы на основе БИКА и их применение в образовательном процессе. Задача создания «искусственного студента» общего назначения. Преодоление барьера в человеческом сознании.

 

Модуль 9. Применения когнитивных архитектур.

Научные и практические задачи, решаемые на основе БИКА. Применения в медицине, в психологии, в военном деле, в социальной инженерии и аналитике, в образовании, в бизнесе, в искусстве, сфере развлечений и т.д. Искусственная креативность.

 

Модуль 10. Системы и методы оценки когнитивных архитектур и развитие ИИ.

Тесты, критерии и метрики для оценки работы интеллектуальных систем. Когнитивный Декатлон. Тест Тьюринга и его модификации. Виртуальные и окружения и VR среды для исследования поведения естественных и искусственных когнитивных архитектур при их социальном взаимодействии. Эффективность, правдоподобие и социальная совместимость. Интеллектуальная и социально-эмоциональная компетентность. Применение характеристик человеческой психики к искусственным системам.

Постановка задачи создания сильного ИИ. Возможные варианты развития ИИ. Возможная роль когнитивных архитектур в системах ИИ ближайшего будущего. Сверхзадачи, опасности и дорожные карты. Этические и философские вопросы.

Рейтинг курса

4.2
рейтинг
0
0
0
0
0

Может быть интересно

обновлено 29.12.2024 01:37
Биологически мотивированные когнитивные архитектуры (БИКА)

Биологически мотивированные когнитивные архитектуры (БИКА)

Оставить отзыв
Поделиться курсом с друзьями