Повышение операционной эффективности компании в условиях нестабильного рынка
• Построение сбалансированной системы показателей для компаний слушателей с использованием технологии BSC.
• Практика: Выделения базовых конкурентных преимуществ и ключевых факторов успеха бизнеса.
• Практика: Операционная эффективность бизнеса - эффективность в финансах.
• Рассмотрение основных направлений оптимизации бизнес-процессов и сокращение издержек.
• Практика: Анализ организационной структуры (на примере кейса) и выделение направлений для реструктуризации.
• Практика: Процессы. Регламенты. Разработка паспорта позиции/описания должности.
• Определение путей устойчивого развития.
• Организация системы управления рисками.
• Методы увеличения дохода в условиях кризисных ожиданий.
• Анализ возможных инициатив, направленных на увеличение выручки для компаний слушателей.
• Методы снижения себестоимости и сокращения потерь.
• Разработка плана сокращения затрат (потерь) для своих компаний, схемы мотивации персонала на сокращение затрат.
• Управление изменениями.
• Мотивация персонала.
• Практика: Формирование ключевых показателей результативности и эффективности ТОП-менеджмента в ходе проекта повышения операционной эффективности.
• Построение системы KPI для различных подразделений компании. Рассмотрение способов разработки и оценки KPI.
Описание, оптимизация, регламентация и контроллинг бизнес-процессов
• Процесс и его окружение (границы, входы, выходы-продукты, потребитель, КПЭ и т.д.).
• Ролевая концепция управления процессом.
• Основные (зарабатывающие) процессы компании.
• Практикум: Выделение основной зарабатывающей цепочки компании.
• Классификация процессов (по направлениям деятельности, по глубине детализации, as is и to be).
• Построение модели процессов верхнего уровня (ПВУ)/карты-ландшафта процессов компании, подходы и приемы корректного выделения различных групп процессов, моделирование «сверху-вниз».
• Жизненный цикл и технология управления бизнес-процессом (на примере от преподавателя), автоматизация «порядка», а не «хаоса».
• Уровни зрелости процессов (шкала Forrester Research) и процессного управления (шкала CMMI).
• Выбор процесса для первоочередной оптимизации.
• Содержание типового проекта «Оптимизация бизнес-процесса».
• Кратко о нотациях моделирования процессов (BPMN, ARIS VAD, ARIS eEPC, IDEF0, блок-схема, кросс-функциональная блок-схема/swim lanes, SIPOC и т.д.).
• Кратко о нотация BPMN 2.0 (история, назначение и базовые элементы).
• Практикум: Моделирование бизнес-процесса в нотации BPMN.
• Обзор процессно-ориентированного программного обеспечения (ПО).
• Моделирование архитектуры компании (цели, продукты, оргструктура, процессы, проекты, ИТ-системы, риски, проблемы и т.д.).
• Виды анализа процессов (вкл. количественный и качественный анализ процесса).
• Функционально-стоимостной анализ процесса (Activity Based Costing, ABC-анализ).
• Практикум: Анализ и поиск «узких» мест процесса.
• Подходы к оптимизации процессов (реинжиниринг и совершенствование процессов).
• Объекты анализа и оптимизации в процессе (что анализируем).
• Трансформация проблем процессов в мероприятия по оптимизации.
• Практикум: Разработка решения для одной проблемы процесса (опция).
• Виды регламентирующих документов (регламент, рабочая инструкция, положение о подразделение, должностная инструкция).
• Регламентация процесса на основе моделей процессов, генерация произвольных документов из репозитория.
• Цикл непрерывного совершенствования процессов Деминга (цикл PDCA), менеджмент идей и поддержка практики непрерывного совершенствования процессов.
• Контроллинг как функция управления, контроллинг бизнес-процессов.
• Ключевые показатели эффективности (КПЭ), визуализация данных.
• Группы показателей процессов (процесса, продукта и удовлетворенности клиента).
• Практикум: Разработка КПЭ процесса.
• Управление бизнес-процессами на основании их метрик (вкл. мониторинг).
• Мониторинг деятельности всей компании и выгоды от зрелого процессного управления.
• Процессные ресурсы: ABPMP, конкурс BPM-проект года, BPM CBOK 4.0 и т.д.
• Сессия ответов на вопросы.
Бизнес-процесс: проектирование и настройка на потребителя
• Причины появления процессного подхода.
• Хорошие практики процессного подхода.
• Практика: Идентификация процессов, ориентированных на потребителя (COP — customer oriented process). Диаграмма «Осьминог».
• Практика: Диаграмма «Черепаха».
• Ключевые характеристики выхода процесса. Идентификация измерение и анализ.
• Практика: Идентификация, измерение и анализ ключевых характеристик.
• Источники рисков, присущих процессу и его ключевые операции (КО).
• Практика: КО → Функция КО → Отказ КО → Последствия.
• Причины отказа ключевых операций процесса.
• Практика: Определение причин отказа КО процесса.
• Управление ключевыми операциями.
• Практика: Оценивание риска для причин отказа КО.
• Практика: Мероприятия для снижения уровня рисков КО.
• Практика: Разработка Плана управления для КО.
• Риск-ориентированный подход для процесса «Маркетинг» и для процесса «Закупки». Примеры.
Внутренний аудит СМК (15:15-17:00)
• Стандарт ISO 19011:2011. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента.
• Документация СМК организации по внутренним проверкам.
• Практические аспекты проведения внутренних проверок.
• Психологические аспекты проведения внутренних проверок.
• Упражнения по разработке чек-листов.
• Обсуждение пройденного материала, подведение итогов.
Практика внедрения процессного подхода и международных стандартов. Процесс решения проблем
• Операционная стратегия «Решение проблем процесса». Цикл Деминга PDCA и цикл компании форд «8D».
• Практика: Разработка корректирующих действий (цикл PDCA).
• Практика: Анализ поля сил (факторов), движущих и сдерживающих реализацию процесса решения проблем.
• Практика: Выбор операционной стратегии процесса.
• Последовательность внедрения системы менеджмента качества, отвечающей требованиям ISO 9001:2015.
• Связь измерения и анализа с детализацией процесса. Измерение результативности процессов.
• Документирование процессов. Краткий обзор методов стандартизации (регламентации) процессов.