Сложность
Сложность
Начинающий
Тип обучения
Тип обучения
Курс
Формат обучения
Формат обучения
С проверкой домашнего задания
Сертификат
Сертификат
Да

Стоимость курса

2 800 ₽
нет рассрочки

Цель курса - формирование у слушателей системного представления о классическом (исследовательском) университете и его генезисе в России на примере изучения истории Императорского Московского университета в 1848–1921 гг.
Общеобразовательные программы

Форма обучения
Заочная с использованием дистанционных образовательных технологий

Вас будут обучать

Кандидат исторических наук Должность: Доцент кафедры истории России XIX века - начала XX века исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

Образовательная организация

Общая информация

  • Программы дополнительного образования МГУ
  • Открытые лектории в Московском университете
  • «МГУ — школе»
  • «Университет без границ»
  • Подготовка к поступлению
  • Школы юных, кружки и образовательные курсы для школьников при факультетах МГУ
  • Общеуниверситетские подготовительные курсы
  • Подготовительные курсы факультетов МГУ (бакалавриат, специалитет, магистратура)
  • Мероприятия для школьников в музеях МГУ

Нормативные документы

  • Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
  • Положение о повышении квалификации работников МГУ

Программа курса

1.Введение. На пути к классическому университету в России
Что такое «университет», каковы его характерные черты в Европе Средних веков и Нового времени?  Периодизация истории университетов в Европе. Крупнейшие университетские центры, повлиявшие на складывание университетского образования в России. «Университеты» в России до возникновения Московского университета. Основание Берлинского университета: идея университета в Пруссии в эпоху наполеоновских войн. С.С. Уваров и его связи с миром немецких ученых. «Быть русским по духу и европейцем по образованию»: образовательные реформ С.С.   Уварова и Московский университет эпохи С.Г.  Строганова   (1835–1848). Синхронность развития исследовательского университета в Европе и России. Там, где университет – там Европа. Влияние европейских революций 1848 на Московский университет и систему образования в России.

2. «Служить и отрекаться ради науки». Научный императив Т.Н. Грановского и формирование ценностей классического университета в России.
Т.Н. Грановский как личность: основные этапы формирования мировоззрения ученого. Санкт-Петербургский университет во времена студенчества Т.Н. Грановского. Грановский и кружок Н.В. Станкевича. Немецкая классическая философия как предмет изучения русских интеллектуалов. Берлин как центр ученого мира: пространство и инфраструктура науки. Берлинский салон Е.П. Фроловой: формирование представлений о профессорском служении у Грановского. «Старая» и «молодая» профессура Московского университета 1840-х гг.: сходства и различия. «Немецкий студент, начитавшийся французских газет»: Грановский в восприятии «старой профессуры». Наше все: Грановский в восприятии студентов и «молодой профессуры». Университетские лекции Грановского как культурное явление. Публичные лекции Грановского в Московском университете. «Четыре характеристики»: публичный курс Грановского 1851 года. 

3.Традиции Т.Н. Грановского и эпоха Великих реформ.
Наука как преобразующая сила в лекционных курсах Грановского. Общественный оптимизм и вера в прогресс у Грановского. Деятели Великих реформ («люди 1840-х гг.») как ученики Грановского. Крыловская история: формирование этического кодекса профессора Московского университета. Эпоха «мрачного семилетия» (1848–1855) в Московском университете: духовный кризис Грановского. Грановский и празднование 100-летнего юбилея Московского университета. Похороны Грановского и традиции коммемораций в Московском университете. Грановский и студенческое движение эпохи Великих реформ. «Повсюдная наука»: студенты в роли учителей. «Историческая записка» профессоров Московского университета 1861 года: Б.Н. Чичерин о роли Грановского в формировании традиций взаимоотношений профессоров и студентов Московского университета. Грановский как профессор и ученый в дискуссиях о его наследии. Образ Грановского у Ф.М. Достоевского: вопрос об ответственности идеалистов 1840-х гг. за формирование духа нигилизма. Традиции Грановского и кафедра всеобщей истории Московского университета.

4. Университетский устав 1863 года: миссия университета в восприятии профессуры Московского университета
Основные этапы подготовки университетского устава 1863 года. Студенческое движение и университетский вопрос в России на рубеже 1850–1860-х гг. М.А. Корф и Н.И. Костомаров: идея открытого университета в России. Б.Н. Чичерин как идеолог классического университета в начале 1860-х гг. Университетский устав 1863 года в контексте образовательной политики министра А.В. Головнина. «Чичеринская история» (1866–1868 гг.): новая расстановка сил внутри профессорской корпорации Московского университета. Университетская  газета «Московские ведомости» и журнал «Русский вестник» как центры консервативной мысли в пореформенной России. Образ профессора и студента     в консервативной публицистике. «Против течения»: М.Н. Катков, П.М. Леонтьев, Н.А. Любимов как критики устава 1863 года. С.М. Соловьев как лидер либеральной профессуры Московского университета. Дискуссия в прессе о роли немецкой модели университета для развития русских университетов: Н.А. Любимов против В.И. Герье. 

5. Научные школы в Московском университета во второй половине XIX – начале XX вв.: сообщество московских историков.
Профессиональные историки в России до появления университетов. Роль университетских уставов и законодательства об ученых степенях в институализации профессии историка в России. Учебный план историко-филологического факультета Московского университета как основа исторической специализации. Создание инфраструктуры для занятий историей в Московском университете. Традиции лекционных курсов московских историков: Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Семинары В.И. Герье, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского и П.Г. Виноградова. Традиции взаимоотношений с учениками и педагогические доктрины профессоров-историков Московского университета. В.И. Герье как учитель. В.О. Ключевский как учитель. П.Г. Виноградов как учитель. Московская и петербургская школа историков: общее и особенное.

6-7. «Расколотый университет»: 1884–1911.
Введение в действие устава 1884 года в Москве. Бюрократизация университетской жизни. Роль инспектора Московского университета в формировании новой практики университетской повседневности. Инспектор Брызгалов и брызгаловская история 1887 года. Положение профессора по уставу 1884 года. Назначение профессуры Московского университета министром народного просвещения: плюсы и минусы системы. Падение авторитета профессора в университетской жизни. 
«Отдельные посетители»: положение студентов по уставу 1884 года. Границы  легальности и студенческое подполье: развитие земляческих организаций. 
История В.О. Ключевского 1894 года: Союзный совет земляческих организаций и его роль в университетской жизни рубеже веков. Политическое подполье и студенты Московского университета. Студенческие волнения и забастовки в 1899–1907 гг. Закрытие Московского университета в 1905–1907 и   1911   гг.  Студенты и политические партии в России     в начале XX в.  Студенты и революция.  «Усмиритель студентов»:   ректор С.Н.   Булгаков и профессора-академисты в начале ХХ в.  Авторитет профессора: кейсы П.Г. Виноградова и В.И. Герье.
 
8.  Московский университет в городском пространстве.
Университетский квартал на Моховой: история создания.
Клинический городок на Девичьем поле: история создания
Московский университет и городское общественное управление.  Московские «интеллигентные»   гласные.   Типы интеллигентных гласных:   В.   И.   Герье,   С.   А. Муромцев, Н. И. Астров, С. В. Бахрушин, М. М. Новиков. Училищная комиссия Московской городской думы   (МГД),   роль в ней «интеллигентных»   гласных.   МГД и формирование системы начального,   среднего специального и высшего образование в Москве.   Идея бесплатного всеобщего начального образования и ее разработка в МГД. П. Г. Виноградов и план улучшения материального обеспечения школьных учителей. М. М. Новиков и проект внеклассной работы в московской начальной школе. МГД и разработка типовых зданий гимназий. МГД и становление Московского народного университета им. А. Л. Шанявского. В.И. Герье как идеолог социальных проектов в МГД. Профессора-медики Московского университета и их роль в формировании больничной сети в Москве.

9. От императорского к пролетарскому: Московский университет в 1911–1921 гг.
М.К. Любавский как ректор Московского университета. Антикризисная программа Любавского: роль юбилеев в формировании единства профессорской  корпорации Московского университета (юбилеи М.В. Ломоносова и Т.Н. Грановского; Татьянин день как общеуниверситетский праздник). Развитие точных и естественных наук в Московском университете к началу первой мировой войны и выполнение   «оборонного заказа».   Перестройка работы университета на нужды фронта.   Усиление влияния государства на управление университетом. Проект реформ высшего образования во Временном правительстве и профессора-кадеты Московского университета. Университет при Временном правительстве. Большевики и курс на демократизацию университета. Законодательные акты советской власти о высшей школе 1918–1921 гг. года и положение старой профессуры в университете. Противостояние профессорского Совета и общественных организаций университета в   1918–1921.   Последний ректор «старого университета»:   М.М.   Новиков.   Положение   1921   года:   новые принципы управления университетом. 

Рейтинг курса

2.5
рейтинг
0
0
0
0
0

Может быть интересно

Инновационная экономика
Инновационная экономика
Предлагаемый курс лекций раскрывает проблемы перехода России на новый этап технологического развития. Его актуальность обусловлена запросом государства на обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России. В рамках курса в ходе рассмотрения комплекса теоретических концепций в рамках различных научных школ и результатов их практической реализации раскрывается суть инновационного развития. Современная теория и практика представлены во взаимодействии, что позволяет проанализировать современные проблемы инновационного развития на основе изучения лучшего мирового и отечественного опыта. Особое внимание уделено построению национальной инновационной системы, вопросам формирования инновационной экосистемы и элементов инфраструктуры, развития человеческого капитала как ведущего фактора инновационной экономики.
бесплатно
обновлено 10.11.2024 09:49
«Московский университет в эпоху реформ и революций: 1848-1921»

«Московский университет в эпоху реформ и революций: 1848-1921»

Оставить отзыв
Поделиться курсом с друзьями