США: Уэллс, Спилберг, Куарон
Успех Голливуда в том, что здесь впервые научились делать доступное и массовое, но очень крутое экспериментальное кино. На лекции поговорим, как Голливуд умудряется сочетать мейнстрим и артхаус, обсудим феномен фильмов-блокбастеров. Также поговорим об истории Голливуда и его влиянии на СССР, Японию и Европу.
Для наглядности разберем фрагменты кассовых фильмов, которые маскируются под кинопопсу, но ей не являются — «Унесенные ветром», «Гравитация», «Челюсти».
Франция: Ренуар, Годар, Трюффо, Озон, Ноэ
Кино Франции может быть очень разным — это чувственные мелодрамы, комедии и много-много смелых экспериментов. Узнаем, как начиналось французское кино и почему оно так близко русскому зрителю.
Разберем фрагменты режиссеров разных эпох: от Жана Ренуара, Жана-Люка Годара и Франсуа Трюффо до современных экстремалов Франсуа Озона и Гаспара Ноэ.
Италия: Пастроне, Феллини, Антониони, Висконти, Соррентино
Рассмотрим историю итальянского кино от ранних шедевров через фильмы времен правления Муссолини к итальянскому неореализму, который повлиял на кино Франции, США, СССР и Японии. Завершим встречу разговором о современных режиссерах: Маттео Гарроне, Роберто Бениньи и Паоло Соррентино.
Разберем отрывки как из ранних шедевров — «Кабирия» и «Ад Данте», так и из фильмов Федерико Феллини, Пьера Паоло Пазолини, Микеланджело Антониони.
Германия, Австрия и Скандинавия: Рифеншталь, Фассбиндер, Бергман, фон Триер
Первая мировая война дала стране мрачный немецкий экспрессионизм, который потом повлиял на американский нуар и жанр хоррора. После войны немецкое кино долго восстанавливалось, а в 60-е годах зародилось желание покончить с мейнстримом и «новое немецкое кино».
Завершим разговор Скандинавией — поговорим о спорной фигуре бунтаря и скандалиста, гения и «злодея» Ларса фон Триера. Отдельно поговорим о великом датском режиссере Дрейере, коснемся творчества Ингмара Бергмана и его влияния на Феллини и Тарковского.
Испания и Португалия: Бунюэль, Альмодовар, Франко, ди Оливейра
На лекции пройдемся по разным эпохам испанского кино: от Луиса Бунюэля к кино периода правления Франко. Период после падения режима Франко рассмотрим на примере Педро Альмодовара. Поговорим мы и об испанском трэше на примере неутомимого Хесуса Франко.
Отдельное внимание уделим кинематографу Португалии и его главному представителю: Мануэлу ди Оливейра, который снимал фильмы до 106 лет!
Центральная Европа: Вайда, Полански, Форман, Тарр, Кустурица
Чехословакия стояла у истоков киноэротики, а чешская новая волна с легкостью даст фору французам. Обсудим фильмы Милоша Формана — приятеля Высоцкого и автора культового фильма «Пролетая над гнездом кукушки».
Балканы или бывшая Югославия прославились как родина «черной волны» — мрачных, откровенных, а иногда и совершенно безумных фильмов. На этой почве позже расцвел гений Эмира Кустурицы — главного режиссера Балкан и ярчайшего мастера мирового кино конца XX века.
Польша может похвастать именами Анджея Вайды и скандально известного Романа Полански.
Венгрия отмечена именами Миклоша Янчо и важнейшего режиссера современности Белы Тарра, создавшего медитативную и апокалиптическую «Туринскую лошадь».
Россия: Тарковский, Сокуров, Муратова, Балабанов, Звягинцев
Российское кино — территория духовных исканий. Герои Звягинцева ищут, но не находят Бога, Тарковский наполняет фильмы библейскими символами, а Муратова и Балабанов показывают самые мрачные уголки русской души.
Понять российское кино помогут ленты главных режиссеров последних десятилетий: «Андрей Рублев» и «Солярис» Тарковского, «Одинокий голос человека» и «Фауст» Сокурова, «Возвращение», «Левиафан» и «Нелюбовь» Звягинцева и не только.
Азия: Куросава, Китано, Кар-Вай, Миядзаки,
Вирасетакул
Мы привыкли думать, что кино Японии — это сплошь самураи и якудза, а кино Индии — песни да пляски. А знаем ли мы хоть что-нибудь о кинематографе Тайланда и Северной Кореи, Тайваня и Филиппин? На завершающей лекции курса мы погрузимся в удивительный мир азиатского кино: Япония, КНР, Индия, Тайланд, Корея.